Экономика
«Газпром» пошел в СПГ. Ямальцы скоро поедут на сжиженном природном газе
Концерн «Газпром» поворачивается в сторону сжиженного природного газа. Его предполагается производить на российском оборудовании по отечественным технологиям. Это значит, что и ямальский транспорт скоро тоже поедет на СПГ.
В России сделаны два больших шага в направлении расширения производства сжиженного природного газа (СПГ).
Во-первых, топ-менеджеры «Газпрома» и руководители ряда федеральных структур подписали государственную программу по стандартизации развития технологий и техники в области переработки и сжижения природного газа, в том числе для проектов на платформах гравитационного типа с технологическими линиями производства СПГ, а также осуществляющих транспортировку СПГ судов-газовозов. То есть с 2024 года все СПГ-заводы и газовозы в России должны будут строиться и работать по единым государственным стандартам.
Во-вторых, совет директоров «Газпрома» одобрил соглашение с «Росатомом» по созданию в ОКБМ им. Африкантова (Нижегородская область) специального стенда по испытаниям промышленного оборудования для СПГ. На этом стенде будут испытываться насосы, жидкостные детандеры и другое отечественное оборудование, предназначенное для новых российских СПГ-заводов.
Эти шаги означают, что главные производители сжиженного природного газа в России – «Газпром» и НОВАТЭК, начали подготовку к внедрению отечественных технологий производства СПГ.
До сих пор использовались импортные разработки. Так, крупнейший завод по сжижению природного газа «Ямал СПГ» работает по технологии AP-C3MR американской компании Air Products. «Сахалин-2» «Газпрома» использует технологии британско-нидерландского концерна Royal Dutch Shell. На «Арктик СПГ 2» будут сжижать газ по технологии германского концерна Linde.
В тоже время на «Ямал СПГ» до конца года собираются смонтировать и запустить четвертую линию с отечественным оборудованием и запатентованным НОВАТЭКом «Арктическим каскадом». Если технология докажет свою эффективность, то будет тиражирована не только на Ямале, но и по всей России.
Наличие в нашей стране подобной технологии и пула поставщиков оборудования дает возможность «Гапрому» создать внутри России сеть малотоннажных заводов и рынок газомоторного топлива в сегменте сжиженного природного газа. Для Ямала это означает, в первую очередь, постройку СПГ-завода в Лабытнанги, СПГ-заправок на станциях Обская и Карская, перевод на СПГ локомотивов «Газпромтранса». Во-вторую очередь, на СПГ будут переведены локомотивы «РЖД» на участке от Сургута до Коротчаево и далее – по трассе Северного широтного хода. Вслед за этим в округе начнут переводить на сжиженный природный газ и автомобили.
Ямал выступит плотным регионом в малой энергетике
Планы «Газпрома» предполагают перевод на СПГ не только своего железнодорожного транспорта, но и электростанций в отдаленных населенных пунктах. Это общая проблема для всего Севера. Электричество в таких местах вырабатывается на старых прожорливых дизель-электростанциях. И поэтому стоимость киловатт-часа выходит поистине «золотой».
Тем временем власти ЯНАО вместе Московским физико-техническим институтом (МФТИ) пробуют другое решение. Уже в этом году они намерены в деревне Лаборовая запустить гибридную электростанцию, разработанную МФТИ специально для районов Крайнего Севера.
– Для Ямала большая честь выступить территорией пилотного применения разработок, которые создаёт институт. В округе много труднодоступных территорий, энергообеспечение которых в силу удалённости очень дорогостоящее. Надеюсь, что пилотный проект в сфере интеллектуальной энергетики, который мы начнём в этом году, изменит ситуацию к лучшему, – отметил губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов.
Гибридная электростанция мощностью 700 кВт, по словам исполнительного директора института арктических технологий МФТИ Юрия Васильева, будет состоять из российских перспективных ветрогенераторов, солнечных панелей, химических и тепловых аккумуляторов, мультирежимных дизель-генераторных установок нового поколения, которые меняют обороты в зависимости от нагрузки у потребителей, чтобы оптимизировать расход дизтоплива.
– Мы не уходим от использования дизеля, но за счет внедрения технологий и использования нового поколения дизель-генераторов резко сокращаем себестоимость электроэнергии, – уточнил ТАСС Юрий Васильев.
Если ямальский опыт окажется удачным, то МФТИ намерен к 2025 году строить в отдаленных заполярных и дальневосточных поселках по 35-50 таких электростанций в год. При этом тарифы для населения не вырастут. Зато улучшится надежность электроснабжения и снизятся бюджетные расходы.
Соглашение о сотрудничестве, заключенное между ЯНАО и МФТИ, помимо возведения гибридной электростанции, также предусматривает установку спутниковых наземных терминалов связи и интернет-доступа, использование аппаратно-программных комплексов ледовой разведки с искусственным интеллектом на базе беспилотных летательных аппаратов.
Авторы
Темы
Арктик СПГ