обновлено: 10:58, 27 марта 2023
Экономика
Городской транспорт будущего разгонят до 150 км в час
Впервые я прочитал про струнный транспорт в 80-х годах в популярном журнале «Техника – молодежи». Футуристическая картина, которую представлял молодой конструктор Анатолий Юницкий, завораживала: общепланетарная система, великое транспортное кольцо, космические станции...
Рисовалось, что лет через сорок смелые мысли воплотятся в жизнь и изменят мир. И вот сорок лет спустя в Москве на выставке я наткнулся на вагончик с надписью «Струнный транспорт Юницкого». Неужели тот самый?..
Подхожу, расспрашиваю. И узнаю, что «скоро сам Юницкий подойдет и всё расскажет». Я даже заволновался, ведь увижу конструктора, чьими статьями зачитывался в детстве. Через пару минут подходит седовласый пожилой человек, с молодыми и живыми глазами, и запросто приглашает в уютный вагончик. Рассматривая иллюстрированные проспекты, осторожно спрашиваю: мечта воплотилась в жизнь, вы так долго ждали этого события…
– Я не ждал, – говорит Анатолий Эдуардович. – Это Илья Муромец ждал, а я работал. 40 лет, от замысла до воплощения. Для транспорта срок маленький. Например, от идеи уздечки для лошади до ее широкомасштабной реализации прошло семьсот лет, а до седла – тысяча. Вот и считайте...
ВСЯ ДОРОГА: РЕЛЬСЫ И ОПОРЫ
У Юницкого более 140 изобретений и 250 научных работ. Для создания струнного транспорта в Белоруссии открыт «Экотехнопарк», где можно увидеть то, что раньше было только на чертежах и рисунках. По словам конструктора, построено примерно три километра тестовых участков, еще одна линия – 21 километр – будет высокоскоростной, сейчас землеотвод оформляют.
– Там мы планируем получить скорость до 500 километров в час, – уточняет Анатолий Юницкий. – Это принципиально новый вид транспорта, без сплошного полотна. Движение основного колеса пойдет по двум струнным рельсам, очень узким, низким по материалоемкости. Стоимость эстакад в 10–20 раз дешевле традиционных, они будут легкие, ажурные, даже тени не дадут. Вся дорога: рельсы вот таких размеров (показывает полоску толщиной 3–4 сантиметра. – Прим. авт.) и опоры через пять километров. Это же не мосты, которые заслоняют небо и требуют тысяч тонн металла, бетона.
Чтобы избежать температурной деформации, рельсы натягивают, как струны. Для эстакад и колесной пары разработаны принципиально новые решения. Разработан грузовой вариант с вместимостью подвижного состава до 20 000 тонн, а пассажирский обещает быть очень бюджетным. Это, говорит изобретатель, как воздушное метро, может идти с интервалом в две секунды. Расчетная скорость 150 километров в час, дешевле в сто раз.
У новой технологии достаточно критиков, но конструктору удается находить инвесторов и понемногу двигать вперед свою компанию SkyWay.
С ТАКИМИ СВАЯМИ НЕ РАСТАЕТ МЕРЗЛОТА
По расчетам Юницкого, струнный транспорт можно строить на любой территории, в том числе и в Заполярье. Проблему полярных ветров и низких температур позволит решить низкая парусность конструкций и морозостойкие марки стали.
– Допустим, у вас в Ямало-Ненецком автономном округе даже легче строить. Потому что поставить сваи, зимой забурить в вечную мерзлоту – это проще, чем построить на болоте в Белоруссии.
Причем в Арктике, по мнению конструктора, струнная дорога будет значительно долговечнее обычной.
– В Арктике нельзя строить традиционные дороги, потому что летом всё тает и всё проваливается. Мы можем такие сваи сделать, что холод будет переноситься в землю и намораживаться лед, и поэтому летом тоже не будет таять, – заявляет конструктор.
В демонстрационном ролике электромобили на стальных колесах передвигаются по струнным рельсам, у которых десятикратный запас прочности, расстояние между опорами от 400 метров до пяти километров. Преимуществ у транспорта Юницкого много, но основное – экологичность.
– Под асфальтом и шпалами похоронена территория, равная пяти Великобританиям. Эта земля мертва, она не дышит. А мы можем эти земли освободить и вернуть землепользователю, – уверен Юницкий.
РЕГИОНАМ ПРЕДЛОЖАТ УСКОРЕНИЕ
Чтобы внедрить его задумки, нужно перестроить всю транспортную индустрию, а такие процессы, как правило, идут очень медленно. В прошлом году проект Юницкого признали инновационным в России, и это открывает большие возможности.
– Когда мы пройдем сертификацию, то сможем участвовать в тендерах и предлагать наш проект в различных регионах РФ, – говорит он.
До сих пор все попытки создать транспорт будущего проигрывали консервативным, проверенным метро и «железке». В 60-х годах просчитывали монорельсовую магистраль на Камчатке, длиной 500 километров, и полярный монорельс Норильск – Салехард. Проект остался только на бумаге. В Москве монорельсовую дорогу построили, но впоследствии признали неэффективной – в 2018 году ее частично разберут, оставив часть для туристов… Насколько рентабельными будут «струны» 40-летней закалки, должны разбираться специалисты. Скептиков всё еще хватает, зато теперь им есть на что посмотреть и на чем прокатиться в минском технопарке.
СТРУННОМУ ТРАНСПОРТУ НУЖНА СЕРТИФИКАЦИЯ
«КС» узнал, что создатель струнного транспорта предлагал ямальскому профильному ведомству изучить его разработку и по возможности внедрить. Что решили эксперты?
По словам пресс-секретаря окружного департамента транспорта и дорожного хозяйства Александра Павлики, специалисты не одобрили идею белорусского конструктора. Их краткий вывод таков: «Дорого и неэффективно для Арктического региона».
– Всё то же самое, что предлагает Юницкий, можно сделать при помощи имеющейся транспортной инфраструктуры и гораздо дешевле. Поэтому нет нужды строить новую. К тому же эта система лишь прототип. Пока она не пройдет соответствующую сертификацию в федеральных структурах, ничего не сдвинется, – пояснили в департаменте.
Что касается инновационного транспорта вообще, то окружной программой внедрение такого на Ямале пока не предусмотрено.