«Кто-то крутой джип купил, а я трактор». Убойная математика ямальского фермера | «Красный Север»
0°C

Экономика

«Кто-то крутой джип купил, а я трактор». Убойная математика ямальского фермера

Фермер из Шурышкарского района собирается открыть убойный комплекс

Кормежка питомцев — главное дело, с которого начинает утро фермер из Шурышкарского района Александр Шелементьев. Десятки любопытных свиней, задрав пятачки вверх, всякий раз с громким хрюканьем встречают хозяина. На хорошем комбикорме животные растут быстро, однако владелец фермы пока этому не рад и даже сократил число свиноматок.


Скоро заработает убойный комплекс

Сейчас в хозяйстве содержится три мясные породы: ландрас, крупная белая и дюрок, потомства которых уже перемешиваются между собой. Всего в стаде более 70 голов. Примерно столько же было и в прошлом году, хотя за это время численность можно было увеличить в полтора-два раза.

Как рассказал «Красному Северу» Александр Шелементьев, он вынужденно сдерживает разрастание стада.

Дело в том, что некоторое время назад по санитарным правилам запретили дворовый убой животных для продажи на мясо. Аграрий эту проблему решает с конца прошлого года — на предоставленный муниципалитетом грант закупил модульный убойный комплекс в Волгограде. По зимнику в райцентр Шурышкарского район успели доставить только часть оборудования. Буквально завтра баржа из Тюмени привезет оставшуюся часть комплекса.

«Раньше было просто — забил свинью, ворота открыл — приезжайте, покупайте и нет проблем, покупателей много и все довольны, — поведал ямалец. — Теперь фермерство делают цивилизованным, по определенным правилам, и я считаю, это правильно. Убойный комплекс поставлю рядом с фермой. В нём два модуля — для забоя и для разделки мяса».

По словам Александра, после запуска комплекса он планирует активизировать забой, тем более, что некоторые свиньи уже сильно переросли. Также ему необходимо нарастить поголовье.

А пока новое потомство хрюшек будет подрастать, собирается решить другую задачу — подыскать для торговли отдельный мясной магазин или лавку.

Раньше собственную продукцию он с легкостью сбывал «с рук». Знакомые покупатели звонили и заказывали мясо, соленое или копченое сало. Приехал, рассчитался, забрал — удобно, но не гигиенично. И сейчас подобная торговля из дома категорически запрещена все теми же санитарными правилами.

Пока выручает местный рынок, куда при необходимости фермер вывозит свежий товар. Однако зимой под открытым небом долго не настоишься, замерзнешь. Поэтому ищет подходящее помещение.

После пожара помог губернатор

Фермерством Александр Шелементьев занимается более 15 лет.

Начинал с небольшого хозяйства в маленькой живописной деревушке Шурышкарского района — Новом Киевате. На берегу Оби северянин растил картошку, а на ферме у него были коровы, овцы и даже экзотичные вьетнамские вислобрюхие свиньи.

Журналистам «КС» также довелось побывать в этом хозяйстве незадолго до большого пожара. Осенью 2018 года ферма сгорела, и все животные погибли.

Семью погорельца не оставили в беде. Из резервного фонда Ямала по поручению губернатора Дмитрия Артюхова выделили материальную помощь — свыше девяти миллионов рублей.

Новую ферму из современных материалов и сэндвич-панелей Шелементьевы возвели уже в райцентре Шурышкарского района — селе Мужи. В августе 2021 года сюда завезли партию из двух десятков свиней, взятых в племенном хозяйстве Свердловской области. И дело потихоньку пошло.

Свиноферма в Мужах рассчитана на 150 животных. Фото: vk.com/popovolegshur
Свиноферма в Мужах рассчитана на 150 животных. Фото: vk.com/popovolegshur

Корма обходятся в «копеечку»

При этом в условиях Крайнего Севера разводить свиней очень непросто и финансово затратно. Главная статья расхода — доставка кормов.

Александр Шелементьев завозит комбикорм из Тюмени, от проверенных производителей. Путь не близкий, мотаться на автофургоне приходится примерно раз в месяц, за тысячу с лишним километров.

«Зимой на дорогу в одну сторону уходит полторы суток, а летом плыву на пароме двое суток, — пояснил он. — В итоге приходится платить не только за корма, но и за бензин и паром. Плюс немало денег уходит на дорогую электроэнергию».

За одну поездку житель Мужей привозит четыре тонны комбикорма, а в месяц его четвероногие подопечные съедают шесть тонн.

По признанию собеседника, свиноводство на Севере —скорее социальный бизнес, причем с большой долей риска. Мечтающий о большой прибыли предприниматель вряд ли «на поросятах» ее заработает.

«Я этим давно занимаюсь, уже привык и мне действительно нравится, — добавил житель Мужей. — Вроде что-то заработал, но деньги расходятся на корм, электричество, вложил в ферму и снова сидишь «по нолям». Например, кто-то из коллег бизнесменов хвалится, что крутой джип купил, а я трактор, или кто-то квартиру шикарно обустраивает, а я — телегу к трактору подбираю и так всегда (смеется)».

Тем не менее, Александр намерен развивать хозяйство, в частности, закупить мясную породу быков — герефордов.

К сведению:

На Ямале пять предприятий различных форм собственности занимаются свиноводством. Кроме Шурышкарского района, они расположены в Красноселькупском районе и в Новом Уренгое. Общее поголовье ямальских хрюшек превышает 700 особей. В округе ежегодно заготавливают около 70 тонн свинины.


2

0

0

0

0

0



Темы

Шурышкарский район, Фермеры, Животные