Экономика
Контрафактную выпивку выдавливают с рынка
Летом торговлю алкоголем на селе подключат к всевидящей ЕГАИС.
Напомним, внедрение этой системы началось еще в 2006 году с производителей спиртного. Затем к ней подключили оптовиков, а недавно дело дошло и до розницы…
С прошлого года городские магазины должны фиксировать в ЕГАИС всю, проходящую через их склады и прилавки горячительную продукцию. А уже с 1 июля эта же норма коснется и сельских торговцев.
ОТЧИСЛЕНИЙ И КОНТРОЛЯ БОЛЬШЕ
Первый год плотной работы розницы с Единой государственной автоматизированной информационной системой дал весомый результат. Это новшество подвигло многих теневиков к легализации бизнеса, ведь ЕГАИС отслеживает все потоки продукции от производителя до потребителя. При малейшем подозрении на контрафакт, партия товара «берется на карандаш». В итоге легальное производство горячительных напитков выросло, акцизные платежи в российский бюджет подскочили на 20,8 процента.
Главный плюс для потребителя – уверенность в том, что купленный в магазине алкоголь не окажется подделкой. Каждую из бутылок покупатель может проверить с помощью мобильного приложения или на специализированном сайте. Для этого нужно отсканировать федеральную или акцизную марку, или ввести ее данные. Помимо привычного кассового чека магазины выдают дополнительный, содержащий QR-код. По нему также можно убедиться в подлинности товара.
МОГУТ И МАШИНУ КОНФИСКОВАТЬ
Вопреки пессимистичным прогнозам, легальных игроков на алкогольном рынке после нововведений 2016-го стало не намного меньше. А на Ямале даже есть тенденция к их увеличению. Об этом рассказал руководитель Межрегионального территориального управления Росалкогольрегулирования по УрФО Юрий Чащин. Он участвовал в семинаре для предпринимателей, который организовала Торгово-промышленная палата ЯНАО при поддержке окружного департамента АПК, торговли и продовольствия.
Юрий Владимирович отметил, что в целом, по России к ЕГАИС подключились 98,9 процента торговых объектов, работающих в городах. На Ямале этот показатель еще лучше. Из 805 розничных точек в городских поселениях, с системой не работают только три. Он также подчеркнул, что к новшеству стоит активно готовиться и сельским территориям. К слову, в ямальской глубинке уже более трети магазинов осваивают ЕГАИС, по России этот показатель – 37 процентов.
Юрий Чащин напомнил, если лицензиаты пренебрегают такой обязанностью, для них предусмотрены весьма существенные штрафы по статье 14.19 КоАП РФ.
– На сегодняшний день позиция нашей службы такова: предпринимателям нужно дать время, чтобы адаптироваться к работе в системе, – отметил он, предупредив, что послабления временные.
К слову, уже с 31 марта в стране вновь ужесточаются меры по борьбе с контрафактом на алкогольном рынке. Теперь уполномоченные органы смогут арестовывать не только нелегальный товар, перевозимый, к примеру, фурами, но и сам транспорт. Эта же мера относится, как подчеркнул Юрий Чащин, и к таксистам, торгующим горячительным «из-под полы». Еще одно новшество – для продажи алкоголя в общепите вводится отдельная лицензия. То есть, если предприниматель владеет и магазином, и кафе, для последнего нужен будет отдельный документ.
Кроме того, к этой же дате все индивидуальные предприниматели, торгующие пивом, даже в труднодоступных населенных пунктах и работающие по системе единого налога на вмененный доход, должны обзавестись контрольно-кассовой техникой. Ранее им разрешалось выписывать чеки вручную.
ХМЕЛЬНЫХ «ДУБЛЕРОВ» НАШЛИ НА КАМЧАТКЕ
Тем временем, действующая фиксация продаж уже выявила ряд нарушений. Часто среди них встречается повторное отражение товара в ЕГАИС. Такие прецеденты есть как в целом по УрфО, так и на Ямале. Однако тут специалисты проводят грань между неопытностью продавцов и действительно попадающим в сеть контрафактом.
В первом случае, чаще всего кассиры, продавая несколько бутылок, сканируют лишь одну, остальные «зависают» в системе, а потом дублируются. Другое дело, когда продаваемый товар всплывает, как уже реализуемый или проданный в другом регионе, например, на Камчатке или в Калининграде. В этом случае резонно предположить, что один из «близнецов» – нелегал.
К слову, с помощью ЕГАИС на Ямале в прошлом году изъяли 7 тысяч бутылок контрафакта. И это не весь список выявленного. К примеру, в Ноябрьске, проверяющие обнаружили нелегальный склад с 10948 бутылками алкоголя. В этом году, «улов» еще существеннее. Напомним, за два месяца 2017-го арестовано 7 468 бутылок.
Тем временем
ПОДСТРАХОВАЛИСЬ ОТ НАРУШЕНИЙ И КОНТРАФАКТА
В сельских территориях владельцы торговых точек сработали на опережение и не прогадали.
Обзвонив несколько предпринимателей, которые не стали ждать 1 июля 2017 года, журналист «КС» выяснил, что бизнесмены пошли на такой шаг, чтобы заранее адаптироваться к новшеству. Собеседники признались, что новое требование добавило хлопот и увеличило финансовые затраты. Однако лучше заранее подстраховаться, чем потом осваивать систему в авральном режиме. Предприниматели отметили, что сложности еще есть, однако есть и плюсы. К примеру, заведующая магазином ООО «Пятница» в Красноселькупе Елена Малкина считает, что новый механизм дает больше уверенности, в том, что поставляемый в магазин алкоголь имеет законное происхождение.
«БАКЛАШКИ» УХОДЯТ В ПРОШЛОЕ
С июля в России будет запрещена продажа алкоголя в полиэтиленовой таре объемом более 1,5 литров.
Запрет на ПЭТ-тару с 1 января уже коснулся производителей и оптовиков. С июля настанет очередь магазинов. Отметим, что за нарушение предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностных лиц составляет от 100 до 200 тысяч рублей, для юридических – от 300 до 500 тысяч, при этом возможна и конфискация товара.