Экономика
Отказаться от газа. Почему новоуренгойцы готовы перевести железных коней обратно на бензин?
В Новом Уренгое сокращается число автомобилей, которые ездят на газу. Резкое подорожание альтернативного топлива ударило по карманам многих. И если некоторые только задумываются отказаться от газа, то другие уже решились снять дорогостоящее газобаллонное оборудование. Особой выгоды в альтернативном топливе больше нет – цитирует отчаявшихся «Ямал-Медиа».
Ранее, по мнению новоуренгойцев, экономия при заправке машины газом, в отличии от традиционного бензина, была значительной. Теперь же осталась только экологичность, считает один из местных водителей. Потратив около ста тысяч рублей на установку газобаллонного оборудования, успел окупить ее за зиму. Сегодня уже сомневается в экономической выгоде альтернативного топлива.
Сделавшие ставку на пропан-бутан чувствуют себя обманутыми, ведь они еще хорошо помнят старые цены. Одной из причин повышения ценника считают августовский пожар на Новоуренгойском заводе по подготовке конденсата к транспорту (ЗПКТ). Работа объектов предприятия и выработка продукции остановлены до конца года, о чем были предупреждены все автозаправки города.
По мнению Сергея Саукова, генерального директора АО «Ново-Уренгоймежрайгаз», пожар никоим образом не отразился на цене, ведь завод работал стабильно весь прошлый год. По словам гендира, «цену диктует биржевый индекс, а он никак не связан с той аварией».
Не видит особых предпосылок для повышения ценников на газомоторное топливо на внутреннем рынке и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Он ссылается на спекулятивный ажиотаж с оглядкой на запад – «смотри там растет, значит надо и у нас увеличить».
Впрочем, возмущаются высоким ценам на альтернативное топливо не только в газоносном Ямале. По рассказам очевидцев, рекорд был замечен на заправках Черноморского побережья. Там за литр сжиженного газа брали 39 рублей!
Автовладельцы отмечают: тысяча километров по трассе на авто, заправленном бензином, «съедает» 60 литров, в то время как расход газа на то же расстояние – почти 75 литров. Но если лет 10 назад газ был раз в пять дешевле бензина, сегодня цифры на ценниках не такие оптимистичные.
Если машину перевести на метан, который стоит 20 рублей за литр, то государство затраты на реконструкцию машины берет на себя. Однако в ЯНАО нет инфраструктуры, единственная заправка метаном действует в Новом Уренгое на базе муниципального автотранспортного предприятия (МУПАТ). Им заправляются, в основном, маршрутные автобусы. А особо внимательные и здесь замечают хоть и медленное, но подорожание.
Автомобилистам не стоит спешить снимать газовое оборудование, считает глава Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов: верит, что ситуация стабилизируется и «цены на газ все-таки будут снижаться».
Тем временем, в Минэнерго прогнозируют, что резкого повышения цен на газ не ожидается, поскольку розница будет меняться сообразно уровню инфляции.