Пандемия мешает ученым вести учет краснокнижного муксуна | «Красный Север»
0°C

Экономика

Пандемия мешает ученым вести учет краснокнижного муксуна

Приказ Минприроды о внесении муксуна в Красную книгу РФ вступил в силу 13 апреля 2020-го.


Шестой год – с тех пор, как введён запрет на промысел муксуна и нельмы в Обь-Иртышском бассейне, «Красный Север» регулярно справляется об их «самочувствии» у заведующего лабораторией рыбохозяйственной экологии Тюменского филиала Госрыбцентра Андрея Матковского. Просим его прокомментировать ситуацию и в этот раз.

ДНК муксуна не определяется на глазок

– Что с муксуном? – интересуюсь у учёного.

– Ничего. Как не было, так и нет его, – напомнил о своем чувстве юмора Андрей Матковский. На этом шутки кончились, дальше разговор пошел серьезный.

Все шесть лет Матковский утверждал, что попасть в Красную книгу для муксуна – самый страшный сценарий: рыба перестает быть промысловой, и задача по ее искусственному восстановлению снимается автоматически.

Разбираемся, каких рыб будут спасать, а какие предоставлены сами себе. По словам ученого, на Ямале можно выделить четыре популяции. Первая нерестится в непромерзающих реках и озерах полуострова Ямал, нагуливаться выходит в устьевые участки рек и Обскую губу. Вторая – это обский муксун, зимует он тоже в губе, а на нерест по Оби поднимается в Томскую область. Третья группа – тазовский муксун, четвертая обитает в Гыданской губе.

Так вот, в Красную книгу попала рыба с пропиской на полуострове Ямал из первой популяции.

Важно понимать, что на глаз ни один ученый не отличит тазовского муксуна от ямальского или обского от гыданского. Разницу определят только генетики. Кстати, генетические лаборатории еще работают над выделением маркеров краснокнижной популяции.

В лучшем случае браконьер отделается кредитом

– Охранным службам по большому счету будет все равно на генетику, если задержат – не докажешь, что хвост не краснокнижный. Причем без разницы, сколько весит рыба, считать будут даже малька. Росприроднадзор за него назначил ответственность, как за осетра: за одного – штраф в несколько сотен тысяч, если больше – лишение свободы. Так что на Ямале муксуна лучше вообще нигде не ловить, а если попался – обязательно выпустить, или выбросить, если мертвый, – рекомендует Андрей Матковский.

В Красную книгу муксуна предложил внести Уральский филиал Академии наук. По заказу правительства Ямала их ученые исследовали водные объекты полуострова Ямал и отметили, что численность муксуна в реках и озерах катастрофически снизилась. Промыслового значения эти крохи не имеют, поэтому Росрыболовство легко завизировало предложение.

Очень надо попасть… Даже за пустыми сетями…

По мнению нашего собеседника, обская популяция муксуна тоже одной ногой в Красной книге. Еще в 2016 году были предложения о ее включении в федеральный охранный список. Браконьерская нагрузка на муксуна в губе настолько высока, что ученые Госрыбцентра давно не встречают половозрелых особей в своих контрольных ловах. Последний раз ученые ставили свои сети в районе Яптик-Сале в декабре – муксуна нет совсем. Как раз в том месте идет промысел ряпушки, еще пару лет назад в мелкую сеть попадалась молодь муксуна, сейчас и её не стало.

Фото: chemodan-msk.ru
Фото: chemodan-msk.ru

– В эти дни наши сотрудники должны были делать замеры в Новом Порту. Но никак не могут туда добраться из-за ограничений, связанных с пандемией. Пытались выйти через Ямбург на снегоходах – перекрыли дорогу. Сейчас группа пробует вылететь в Яр-Сале из Салехарда, оттуда в Новый Порт, есть информация, что выполняются заказные рейсы, – рассказывает собеседник о стараниях ученых не нарушить порядок многолетнего мониторинга Госрыбцентра.

На НОЦ одна надежда

К работе по восстановлению популяции обского муксуна всецело подключилось правительство Ямала в рамках общероссийского проекта научно-образовательного центра (НОЦ). Андрей Матковский как раз руководит ее стратегическим направлением – по искусственному воспроизводству ценных видов рыб.

– Мы разрабатываем концепцию и программу восстановления этих биоресурсов. В ближайшие годы она начнет реализацию. Программа эта не быстрая, рассчитана до 2030 года. Надеюсь, общими усилиями мы восстановим популяцию обского муксуна. На подходе маточные стада в Собском и Ханты-Мансийском рыборазводном заводе, экспериментальной садковой площадке Госрыбцентра в Тобольске. Вопрос будет решаться за счет этих трех крупных маточных стад, – заявил ученый.

Кстати, квота на лов муксуна выделяется только ученым и под искусственное воспроизводство, чтобы сохранить генетическое разнообразие популяций. Раньше икряную самку можно было взять из природы, получить материал для воспроизводства и выпустить. Нынче не та ситуация, взрослой рыбы в акваториях просто нет. Поддержание маточных стад – дело особой важности.

В списке предложений Госрыбцентра для НОЦ – создание криобанка исчезающих видов рыб. Икра для таких целей не годится, а вот рыбья сперма хранится хорошо. Удобней всего базировать такой криобанк в Салехарде, считает Андрей Константинович.

Муксуньи ясли увеличатся втрое

В прошлом году заводы выпустили три миллиона подрощенной молоди муксуна. Андрей Матковский акцентирует: всего лишь! По его подсчетам, это один процент от необходимого числа.

Нынче Собский завод в рамках НОЦовской программы планирует выпуск десяти миллионов мальков. Специалисты завода отработали эффективную технологию подращивания молоди в садках. В прежние годы рыбу растили до полутора граммов, нынче стоит задача увеличить навеску до десяти. Мальки постарше в естественной среде выживают лучше, следовательно, и результат должен быть значительней.

Фото: аккаунт Собского рыбоводного завода, Instagram
Фото: аккаунт Собского рыбоводного завода, Instagram

– Можно надеяться на то, что в течение десяти лет будет решен вопрос о квотах для КМНС, такую задачу себе ставит НОЦ. Постепенно начнутся промышленные объемы. Планируется, что Салехардский рыбокомбинат будет поставлять продукцию на экспорт. Все серьезно, – заявил ученый.

На выручку Соби придёт Таз

О необходимости рыборазводного хозяйства на Тазе в районе Красноселькупа Андрей Матковский говорит тоже лет шесть. Нынче этот разговор вписывается в НОЦовскую программу, один из ее пунктов – подготовка перспективных рыбоводных предприятий.

– Мы надеемся, что удастся подобрать хорошее место и построить там завод. Для начала прямо на Тазе организуют садковую линию, с этого года там будут подращивать молодь, в перспективе – формировать маточное стадо тазовской популяции, – рассказал о планах ученый и резюмировал, что в целом перспектива обнадеживающая. Если удастся применить садковые технологии, 2030 год для муксуна можно будет назвать благополучным.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Около 13 миллионов мальков муксуна и чира выпустят в Обь


0

0

0

0

0

0



Темы

Муксун