Экономика
«Прививка подана!» – ветеринары развозят ампулы по ямальским стойбищам
Вакцинация северных оленей в самом разгаре – с середины февраля от сибирской язвы на Ямале привито почти 10 тысяч животных. Весенний этап кампании продлится до конца марта.
Бригады медиков снабдили новой техникой
С конца апреля в стадах начнется отел, и, чтобы не беспокоить самок, за месяц до рождения телят оленей прививать перестанут. Процесс возобновится с середины июня и продолжится до сентября. Об этом «Красному Северу» рассказал руководитель службы ветеринарии ЯНАО Евгений Попов.
По словам собеседника, в Приуральском районе работает четыре бригады ветеринаров. Они привили более 2,5 тысячи животных. В Тазовском районе специалисты базируются в районе Ямбурга, Андерпаюты и Антипаюты. Дозу вакцины там получили почти четыре тысячи рогачей. Еще три тысячи олешек прошли процедуру в Шурышкарском районе.
– Мы хорошо подготовились к кампании, – отметил главный ветеринар округа. – В прошлом году за счет средств регионального бюджета купили 18 единиц техники: трэкол, УАЗ, автомобили «Нива», снегоходы и сани. Это поможет бригадам ветеринаров оперативно добраться в самые отдаленные районы.
Отметим, что Ямал – единственный из арктических регионов, где ветеринары сами идут к оленеводам, а не указывают место, куда нужно подогнать стада.
Тундровикам нет нужды каслать десятки, а то и сотни километров, меняя привычный маршрут и истощая поголовье, чтобы добраться до временного кораля (загона).
– Предварительно мы договариваемся с бригадами и общинами, где они будут проходить, и ставим кораль на пути их движения, – пояснил собеседник.
Композитные материалы – в тундру
У весенней вакцинации есть ряд преимуществ и недостатков. Пока лежит снег, многотысячная масса животных не вытопчет пастбища. К тому же в конце зимы рогачи обычно пребывают в хорошей физической форме.
Из минусов – уязвимость переносного загона перед сильными порывами ветра. В метель его может разметать и унести в тундру. Кроме того, в морозы ниже 20 градусов замерзает раствор для инъекции. Да и самим ветеринарам в непогоду приходится несладко…
– Обычно командировка в тундру длится от двух дней до недели. Накануне две бригады отправились в сторону Салемала, еще две – в сторону Зелёного Яра. На трэколах и снегоходах они везут переносные корали. Сколько продлится их поездка – неизвестно, – отметил Евгений Петрович.
К слову, специалисты отказались от жердей, которые использовали для ограждений два года назад. В тундре каждый лишний килограмм груза становится тяжкой ношей, поэтому дерево заменили легкими столбиками из композитных материалов. Добравшись до места назначения, ветеринары крепят к ним сетки и дорнит. На сборку временного загона уходит пара часов.
Вакцинации мешают слухи и лень
Напомним, северных олешек начали вакцинировать летом 2016 года – впервые после многолетнего перерыва. К этому подтолкнула неожиданная вспышка сибирской язвы в Ямальском районе. Тогда регион оперативно справился с грозной инфекцией.
Увы, не все тундровики охотно ведут оленей к ветеринарам в кораль. Некоторые из них не хотят афишировать размер своего стада, другие просто ленятся и проходят мимо. Сильнее всего это выражено среди частников Тазовского и Приуральского районов. Иная картина в Ямальской тундре – местные жители помнят уроки 2016-го года и дисциплинированно ведут стада в корали. Также добросовестно в прививочной кампании участвуют все оленеводческие хозяйства региона.
Ветеринары знают причину несговорчивости отдельных оленеводов-частников: два года назад, когда только начиналась массовая вакцинация, ее помогали проводить специалисты из Красноярска, Ханты-Мансийска и Тюмени. Дело было уже осенью, погода портилась и все спешили. В результате у некоторых животных в местах введения инъекции возникали абсцессы. Видимо, такие осложнения кого-то отпугнули.
– Сейчас учтены все ошибки, никаких жалоб после прививок нет, люди понимают, что вакцина безвредна. Также нашей работе мешают слухи. Некоторые оленеводы говорят, будто не было никакой сибирской язвы. Разумеется, это неправда. Старожилы помнят, что в период с конца XIX века по 1941 год на Ямале от «священного огня», как называли сибирскую язву, погибло около миллиона оленей. Их останки образовали так называемые моровые поля – источник инфекции. Сведения об этих местах в тундре передаются из поколения в поколение. Мы же стараемся больше разъяснять это людям, в том числе на Днях оленевода, – сказал Евгений Попов.
ДЕТАЛИ
Оводу не дадут истощить оленей
Ежегодно с конца августа оленей обрабатывают препаратом против подкожного овода, который закупает округ.
Оленеводы всегда охотно соглашаются на проведение этой процедуры для животных. Как никто другой, они знают, какие проблемы создает гнус на пастбище. Жалящих и кровососущих насекомых летом в тундре огромное множество. Рогач, под кожей которого заводятся личинки овода, сильно теряет в весе, становится вялым и раздражительным.
Отличить такого бедолагу просто – как правило, на спине и боках под его шкурой появляются бугры.
Евгений Попов продолжил:
– Если не подавить развитие личинки, то она остается в теле животного и всю зиму питается им. Летом выбирается наружу и замыкает, таким образом, цикл своего развития. В среднем одна личинка подкожного овода забирает у оленя 30 граммов мяса, а их у него бывает до тысячи! Препарат убивает личинки. В итоге у нас остается упитанный олень и неиспорченный мех.
Последнее особенно актуально – спрос на качественные шкуры ямальских оленей растет. Этот товар сулит неплохую прибыль, причем в валюте.
Напомним, в прошлом году мясоперерабатывающий комплекс «Паюта» отправил в Финляндию более 5 тысяч шкур, а нынче собирается продать еще 5800 штук.
Также к экспортерам этого вида продукции добавились предприятия «Ямальские олени» и «Возрождение» из Ямальского и Надымского районов. В общей сложности они намерены в 2019 году поставить в Суоми около 13 тысяч шкур. Но ежегодный экспортный потенциал округа гораздо выше.
ЦИФРА
550 тысяч домашних оленей предстоит привить от «сибирки» на Ямале в этом году.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Весна – лучшее время для процедур
Глава общины «Я Ерв» из Ямальского района Альберт Сэротэтто уверен, что прививки его быкам и важенкам необходимы.
– С ними как-то надежнее, олени защищены от опасных инфекций, – считает тундровик.
Сейчас община находится на зимних пастбищах в Надымском районе. По словам Альберта Васильевича, они уже предупреждены, что с 11 марта поблизости ветеринары установят кораль. Оленеводам предстоит подогнать туда около двух тысяч рогачей.
– Мы раньше только летом прививались, теперь будем делать это весной. Думаю, это время лучше подходит для подобных процедур. Олени у нас сейчас упитанные и крепкие, им проще пройти вакцинацию. После прививок хотим еще с неделю побыть на Хэнской стороне и 25 марта стартуем на весенние пастбища в наш Ямальский район. Там же проведем отел, – рассказал «Красному Северу» тундровик.