Экономика
Триллионы рублей, транспортный бум. На Ямале ожидается жаркая пятилетка
В ближайшие несколько лет в стране развернутся большие транспортные стройки. И Ямал окажется в центре событий. Местных специалистов ждет много работы, национальную экономику – ускорение, а региональный бюджет – дополнительные поступления.
Как прозвучало на расширенном заседании коллегии Минтранса, в развитие транспортной инфраструктуры России с 2019 по 2021 годы будет вложено почти семь триллионов рублей, из которых почти три выделит федеральный бюджет. До 2024 года сумма вырастет до 10 триллионов рублей.
– У нас за пятилетку более 10 триллионов рублей придет в транспортную стройку. Это не только возможности, но и колоссальный вызов для экономики транспортного комплекса, – считает вице-премьер Максим Акимов.
Севморпуть разогреют у Сабетты
Одним из главных вызовов станет наращивание грузооборота по Северному морскому пути, причем огромные возможности открываются и для машиностроения.
– Там стоит задача по совершению технологического рывка: сквозной цифровизации процессов, управление жизненным циклом изделий, – сообщил вице-премьер.
Развитие транспортного сообщения в центре Российской Арктики – на Ямале, занимает одно из центральных мест в государственной стратегии. Именно наши проекты должны обеспечить выполнение целевых показателей по повышению загрузки Северного морского пути с 19 миллионов тонн в 2018 году до 80 миллионов тонн в 2024 году.
Это произойдет, по словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, в первую очередь путем развития портовых мощностей в Сабетте и привлечения дополнительной грузовой базы за счет создания Северного широтного хода.
Общий объем инвестиций в строящиеся объекты – Северный широтный ход, автодорога Надым – Салехард, реконструкция аэропорта Новый Уренгой, мост через Пур, и планируемые объекты – Северный широтный ход – 2, расширение порта Сабетта, создание терминала по перевалке нефти в Ямбурге, аэродром «Арктик СПГ 2», порт в Харасавэе – приближается к триллиону рублей. Это колоссальные вложения, как для экономики округа, так и в масштабах страны.
Строительство на Ямале Северного широтного хода стало приоритетной задачей не только автономного округа, но и федерального правительства. Вместе с линией «Обская – Бованенково» и СШХ-2 эта магистраль окажет решающее значение для формирования в центре Российской Арктики крупнейшего заполярного транспортного хаба
Другим регионам пример
В то же время ямальские проекты – это не только много работы и доходы, но и новый опыт. В пилотном режиме у нас отрабатываются механизмы создания крупных инфраструктурных объектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).
Самый крупный федеральный транспортный проект – Крымский мост, напомним, строился на деньги федерального бюджета. Сабетта и СШХ создаются на принципах ГЧП, то есть с участием частного капитала. В первом случае – «НОВАТЭКа», во втором – специальной проектной компании (концессионера проекта). Также, по концессии, модернизируется аэропорт Нового Уренгоя и возводится мост через Пур.
Времена, когда государство полностью финансировало создание транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере, очевидно, безвозвратно прошли. Поэтому ямальский опыт будет использоваться для создания на принципах ГЧП «второй волны» инфраструктурных проектов в северных регионах – моста через Лену в районе Якутска, железнодорожную магистраль «Белкомур» (она должна соединить прямым сообщением Пермский край и Архангельскую область через Республику Коми), порта Индига в Ненецком автономном округе и т. д. Все эти проекты, как и ямальские, есть в стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, но пока не реализуются из-за отсутствия источников финансирования.
Кроме того, как прозвучало на недавнем научно-техническом совете «Российских железных дорог» (РЖД), ямальские проекты станут полигоном для отработки наилучших технологий создания и эксплуатации инфраструктурных объектов в Заполярье.
Мало кто знает, но «Газпром» и «РЖД» планируют задействовать на перевозке грузов по северным магистралям принципиально новый тип локомотивов – на сжиженном природном газе. А уровень автоматизации, который задуман на СШХ, наводит на мысль о том, что когда-нибудь на Крайнем Севере могут появиться поезда, полностью управляемые автоматическими системами. Этот технологический опыт также будет тиражироваться по всей стране.