Экономика
ЯНАО признан лидером развития ГЧП среди арктических регионов
Опыт использования государственно-частного партнерства на Ямале может пригодиться в других регионах. Об этом говорили на заседании дискуссионного клуба «ПОРА» (проектного офиса развития Арктики) в Москве.
Среди основных помех ГЧП в других регионах назвали отсутствие навыков разработки таких проектов на муниципальном и региональном уровне. В ЯНАО, напомним, благодаря подобному партнерству построены социальные объекты, в частности, детские сады. Отрабатываются принципы ГЧП и на крупных инфраструктурных проектах.
– Учиться нужно у ЯНАО, – уверен Александр Воротников, координатор Экспертного совета Проектного офиса развития Арктики. – Власти этого региона длительное время грамотно выстраивали этот процесс. В результате накопился большой опыт в организации проектов ГЧП, в их разработке, привлечении инвесторов, и сейчас этот процесс дает конкретные результаты.
В Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с регионами подсчитали: чтобы достичь общероссийских показателей по качеству жизни населения, в социальную инфраструктуру Арктики необходимо вложить не менее 350 миллиардов рублей. Механизм ГЧП – один из наиболее перспективных способов привлечь деньги бизнеса для этих нужд. Поэтому кабмин заинтересован в продвижении проектов ГЧП, прежде всего, в социальной сфере, не исключено появление отдельной системы преференций.
– Если мы предложим бизнесу привлекательные условия для того, чтобы заходить в строительство детских садов, школ, домов культуры, учреждений здравоохранения, то, как минимум, быстрее решим задачу с повышением качества жизни северян, сэкономим средства налогоплательщиков, – уверен Александр Крутиков, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Одним из обсуждаемых вариантов ГЧП стал контракт жизненного цикла (КЖЦ).
– Его суть в том, что подрядчик проектирует и строит объект за собственные средства, а государство начинает ему платить только с момента сдачи объекта в эксплуатацию. Оплата происходит в течение срока жизни объекта – от 20 до 40 лет. Государственный заказчик платит не за сам объект, а за его бесперебойное функционирование, следуя условию «нет сервиса – нет оплаты». Таким образом, предметом контракта выступает не сам объект, а сервис, – объяснил координатор Александр Воротников.
В ходе встречи Александр Крутиков предложил создать центр соответствующих компетенций в Арктической зоне России: «Уверен, небольшой команды хватит, чтобы оказывать регионам квалифицированную помощь. Мы не поддержим финансовое участие государства в предпроектной стадии – это задача бизнеса. А вот обучать – задача государства. Оно также могло бы взять на себя подготовку неких типовых проектных решений».