Бекшенёв пропадает в мастерской без окон и часов | «Красный Север»
0°C

Культура

Бекшенёв пропадает в мастерской без окон и часов

На кухне вкусно пахнет кофе. Над холстом, закрывающим почти весь стол, застыл художник. Карандашом выводит «Путь шамана» – центральную часть будущего триптиха.


Графика – любимое направление живописи салехардца Радиона Бекшенёва. Сегодня он востребованный мастер живописи, великолепный художник-резчик по кости, элитный татуировщик. За плечами мастер-классы и выставки, заказы расписаны на многие годы вперед…  А ведь творческий курс он выбрал не по велению души, а скорее, случайно.

ЧЕРЕЗ «РЫБНИК» НА ВОЛЮ

В окружной центр родители приехали из Тобольска, когда Радиону было 7 лет. Неприметный мальчишка окончил школу и, как большая часть местной молодежи той поры, пошел в ПТУ. Специальность «художника-мастера по обработке дерева, кости, меха и оленьего рога» выбрал «за компанию», друг учился в этой сфере. И с первых практических занятий увлекся не на шутку, его рисунки и поделки сразу оценили педагоги.

К окончанию профтехучилища ему прочили славу большого художника. А он пошел художником-оформителем в Дом культуры «Рыбник» – в советское время эта работа хорошо оплачивалась. Затем был Комсомольско-молодежный центр, станция юных техников и даже ночной клуб «Авиатор». В лихие 90-е освоил технику нанесения тату и сразу стал самым востребованным в этой сфере. Затем полтора десятка лет преподавал изо и черчение в окружном культпросвете. В 2009-м сказал себе: «Стоп! Хватит!» и ушел… на вольные хлеба.

ГРАФИКА ДЛЯ ДУШИ

…В гараже, косторезной мастерской Бекшенёва, витает жженый запах, как у дантиста. Повсюду стоят и лежат какие-то, порой невероятных размеров, части скелетов и рога животных. Для безопасности – респиратор.

– Работа с костью крайне трудоемкая и вредная для здоровья, – говорит Радион Карлович, – но именно она кормит мою семью. В основном использую бивень мамонта, рога оленя и лося. Из кости доисторического мастодонта можно делать объемные, масштабные вещи за счет диаметра материала, а из рога – лишь насколько позволит его форма и толщина. Лосиный еще и крайне твердый.

С мастером мы сразу договорились, что он покажет только новое, не выставлявшееся ранее. В первую очередь интересовала графика – ее качество очень ценится местной культурной богемой. И еще тату – это, наслышаны мы, просто шедевры нательной живописи.

– Графика для души, – рассказывает Радион. – Когда пишу, буквально отрешаюсь от всего мира. Только я, холст и карандаш. Если в голове созрел сюжет, бросаю всё, закрываюсь в комнате, отключаю телефон, могу не останавливаться сутки-двое. Понятие «выходной» мне незнакомо. Когда творишь, нередко забываешь не только время суток, путаешь дни недели, времена года.

Триптих «Путь шамана» Радион Карлович обдумывал лет 5–7, пока, что называется, не созрел. Пишет уже полгода, по вдохновению. Бывает, корпит днями, а бывает, к холсту не подходит месяц. Центральная композиция – сам шаман. В процессе камлания через общение с духами животных и птиц он переходит в параллельные миры, в подземный – к богу Торуму и в верхний – к богу Нуму. Они появятся на картине. Когда мастер ее завершит, одному богу известно, но, говорит, никому не отдаст и не продаст – это точно.

ТАТУ НАБИВАЮТ ГОДАМИ

Тату – отдельная тема. Берется за них очень редко, только за серьезные заказы. «Светиться» носители шедевров, как правило, не желают. Одно изображение набивается уже два года.

– Ко мне пришел человек, – рассказывает художник, – принес футболку с рисунком, привезенную из Штатов, и сказал: «Хочу это на спину». Долго его отговаривал, там много черного цвета, но он настоял, и пришлось делать. Сделали. Ну а потом пошло развитие на местные темы, клиент, что называется на сленге татуировщиков, заболел «синей болезнью». Рисунок постепенно покрыл спину и теперь потихоньку переползает на плечи, грудь. Появились в композиции местные животные-символы: ворон (птица разума и долголетия), медведь (босоногий братишка человека), волк (символ силы, выносливости, хитрости). И это еще не всё. В планах лось (мощь и выносливость) и полярная сова (мудрость).

В мастерской Бекшенёва нет окон и часов. Так делают в барах и казино, чтобы клиент не знал, какое время суток и сколько времени он здесь находится. Радион Карлович тоже любит погружаться на глубину творчества. То режет из кости долгое время, затем резко берется за карандаш или кисть, чтобы «отдохнуть». А может запереться на неделю в гараже, отключить телефон и творить в тишине.

Или в один день улететь с семьей куда-нибудь, в тот же Тобольск. Там и «отдыхает» в мастерских многочисленных друзей-коллег по цеху.


0

0

0

0

0

0



Темы