0°C
Салехард

Буквы в подарок: домашнее море, ужас на ферме и образы Средневековья

Традиция отмечать День всех влюблённых 14 февраля довольно легко прижилась в России, а последние три года нам предлагают присоединиться и к международному дню книгодарения. Да, он тоже отмечается 14 февраля. Желающие легко могут объединить два праздника, а наш обзор поможет сделать нетривиальный выбор.


Сюзанна Кларк «Пиранези»

Второй роман английской писательницы Сюзанны Кларк значительно меньше дебютного по объёму, но читательского удовольствия в нём достаточно. За книгу «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» Кларк получила премии «Хьюго», «Локус», «Всемирную премии фентези». Он полюбился читателям разных стран, предвкушавшим новые истории. Рождения «Пиранези» пришлось ждать шестнадцать лет.

Фото: igromania.ru
Фото: igromania.ru

Роман – это дневники молодого человека, о котором ничего не известно ни читателю, ни самому герою. Он знает, что ему около тридцати пяти лет, что «Пиранези – не его настоящее имя (настоящего он не помнит), что он должен исследовать Дом. Дом, в котором живёт Пиранези, настолько огромен, что он даже не надеется когда-нибудь обойти все его Залы (их, очевидно, несколько десятков тысяч). Некоторые Залы периодически затапливает Прибой, в каких-то гнездятся огромные Альбатросы, во многих стоят разнообразные Статуи (преимущественно греческой традиции).

Пиранези давно находится в Доме и научился жить с ним в мире и согласии: Дом даёт жильцу пищу и одежду, а ещё – редкие встречи с Другим. Другой приходит по определённым дням, он щегольски одет и каждый раз пытается разузнать у Пиранези подробности о том или ином Зале. Иногда Другой привлекает героя к Ритуалу, в результате которого должно открыться некое Тайное Знание. Пиранези доволен ходом вещей, он восхищается добротой, мудростью и красотой Дома, пока в один из дней в этом роскошном мире не появляется ещё один персонаж.

Интрига личности Пиранези сохраняется до самого финала, кого-то из читателей он может разочаровать своей незамысловатостью, но эта книга-ребус, роман-медитация, кажется, писалась не ради результата. Это книга-путь, в процессе её чтения интересно следить не столько за идеей автора, сколько за мыслями, которые рождаются в собственной голове. Кто этот Пиранези? Подопытный мышонок или обезьянка, в результате опытов получивший недюжинный интеллект? Психически нездоровый человек, иногда выходящий из своего бреда на беседу к психиатру? Игроман, застрявший в компьютерной симуляции? Вот лишь немногие идеи, которые может подкинуть вам разум в процессе чтения «Пиранези».

В романе нет яркой актуальной повестки, поэтому можно смело дарить её представителям любого поколения, а после прочтения – обсудить за семейным ужином.

2020 год

220 страниц 

«ЛитРес» – 279 руб., «Читай-Город» – 467 руб.

Марике Лукас Рейневелд «Неловкий вечер»

А этот роман максимально неловкий, поэтому читать его можно только совершеннолетней прогрессивной публике. Чтение «Неловкого вечера» не доставляет удовольствия, им сложно наслаждаться. Это психологическая работа, в отдельные моменты похожая на ассенизаторскую. Здесь много болевых точек, много событий, которые должны оставаться в области бессознательного, давая им голос, Марике Лукас возвращает боль к жизни. Но далеко не каждый готов встретиться с экзистенциальным ужасом лицом к лицу.

Фото: esquire.ru
Фото: esquire.ru

За дебютный роман «Неловкий вечер» Рейневелд получила в 2020 году Международную Букеровскую премию. Она стала первым голландским писателем, удостоенным этой награды и самым молодым её обладателем.

Отчасти эта история автобиографична: Марике Лукас тоже выросла на типичном голландском хуторе, и её старший брат тоже пропал, когда Марике была маленькой.

«Неловкий вечер» – это история девочки Яс. Она живёт на ферме в реформатской общине. Родители очень строгие, исступлённо следуют букве Библии, совсем забывая о христианском духе. Поэтому, когда в результате несчастного случая погибает один из старших братьев Яс, никакой поддержки и родительской помощи ни главная героиня, ни ещё один её брат и сестра не получают. Им запрещено говорить о горе и своих чувствах. Отец молча выносит из дома ёлку (дело происходит в канун рождества), вместо неё вносят гроб. Трагедия и запрет на её обсуждение приводит к крушению семьи в целом, и детских душ в частности. Яс считает себя виновной в смерти брата и придумывает жуткие ритуалы, чтобы принять случившееся, а оставшийся в живых брат проживает горе через ярость и ужасающую жестокость. Мрачные времена становятся для этой семьи ещё темнее, когда ветеринар приносит предписание, по которому отец семейства должен убить всё поголовье коров из-за эпидемии ящура. Но и эту потерю детям никак не объясняют. Каждый день Яс всё больше погружается в тревогу и страх смерти, но всё же она отчаянно старается не утонуть.

Роман может заинтересовать тех, кто следит за тенденциями современной европейской литературы, кто любит читать о детских травмах, кто увлечён психоанализом и кто не считает себя излишне брезгливым читателем.

2021 год

320 страниц

«Лабиринт» – 627 руб., «ЛитМир» – 299 руб.

Нильс Бюттнер «Таинственный Босх. Кошмары Средневековья в картинах художника»

Массовый интерес к культуре Средневековья в России возрос пару лет назад благодаря группе медиевистов, которые в одной из социальных сетей создали сообщество «Страдающее Средневековье». Там историки публикуют персонажей средневековых картин и икон и добавляют смешные реплики. Идея оказалась настолько востребованной, что развилась в серию лекций и книг. А сегодня выпущена и настольная игра «Страдающее Средневековье». Не обошлось там без Босха.

Фото: feuilletonfrankfurt.de
Фото: feuilletonfrankfurt.de

Иероним Босх всегда был в центре внимания исследователей средневековой культуры, персонажи его полотен как нельзя лучше отражают мировоззрение тех времён. Конечно, есть люди, которые, глядя на полотна Босха, думают, что это всего лишь плод больного сознания, но есть те, кто решается отправиться в сложный путь исследования его творчества. Нильс Бюттнер из таких.

Немецкий медиевист не просто взялся интерпретировать отдельные образы картин Босха, но и попытался найти данные о самом Иерониме, о том, кто был заказчиком той или иной работы, где она в итоге хранилась и как – что случилось со многими полотнами Босха – исчезла.

Книга совсем небольшая, с учётом шрифта и отступов больше походит на статью в искусствоведческом журнале, но это не умаляет её достоинств, одно из которых – достаточное количество иллюстративного материала хорошего качества. Нильс Бюттнер разбил исследование на десять разделов. Пишет о самом Босхе, о его современниках и последователях, об основных мотивах творчества, о смыслах того или иного образа.

Представления людей о мире в Средневековье сильно отличались от наших, поэтому многое в этой книге станет для читателя открытием, многие образы сегодня сменили свой смысл на противоположный. Например, сова, которую мы воспринимаем как символ мудрости и знания, в Средневековье была воплощением интеллектуальной слепоты, лени и греховности. Бюттнер напоминает, что важно помнить о смене смыслов, когда мы пытаемся трактовать произведение искусства другой эпохи.

Книга станет хорошим подарком не только для тех, кто хочет лучше понимать Босха, но и для всех, кто интересуется визуальным искусством и эпохой Средневековья.

2019 год

192 страниц

«Лабиринт» – 574 руб., «Озон» – 431 руб.


0

0

0

0

0

0



Темы