обновлено: 18:12, 11 января 2023
Культура
Быстрое чтение. Русский калейдоскоп, норвежские ревнивцы и советское прошлое
Говоря «быстрое чтение», мы не подразумеваем какую-то волшебную методику, которая позволит вам прочесть тысячу страниц за час. Это и не требуется при чтении художественной литературы – кому охота ускорять удовольствие? Но бывает так, что времени на это удовольствие просто нет. Тогда выручает малая проза. В России к рассказу несколько пренебрежительное отношение, будто это что-то несерьезное, литературная безделушка, хотя в последние годы заметны попытки издательств изменить такое положение вещей. Мы тоже присоединяемся к этому движению и рассказываем сегодня о трех сборниках рассказов.
Лера Манович. «Прощай, Анна К.»
Сборник рассказов и прочих небольших зарисовок для тех, кто любит понятные и при этом не плоские тексты.
Лера Манович – поэт, прозаик, драматург, член Союза писателей Москвы. Еt работы были опубликованы в нескольких литературных сборниках и журналах «Дружба народов», «Урал», «Новый мир». Произведения Манович переводили на немецкий, английский, польский и сербский языки и были отмечены на Международном Волошинском конкурсе и Премии им. Бабеля. А сборник «Прощай, Анна К.» попал в лонг-лист литературной премии «НоС».
При этом широкому читательскому кругу творчество Леры Манович пока незнакомо. Жаль, потому что ее рассказы заслуживают внимания. Автор пишет о разном, герои ее не похожи друг на друга – от босоногих деревенских ребят до старух в Альцгеймере, для одних она придумывает состоявшиеся судьбы, о других рассказывает лишь небольшой эпизод буднего дня. Но все истории полнокровны, ярки и эмоциональны. Манович умело сочетает нежную ностальгию со злой (а порой и жестокой) правдой жизни. Мир ее рассказов – это мир обычных людей, жителей России – деревень и мегаполисов, в некоторых героях легко угадываются черты наших соседей, попутчиков утренних маршруток, нас самих.
Часть рассказов, вероятно, имеет автобиографическую основу, от этого чтение книги довольно быстро начинаешь ощущать, как беседу с приятелем, в которой вы обмениваетесь анекдотами из жизни. При этом язык сборника простой, но не просторечный, каждое слово в нем на своем месте. Порой даже удивляешься, как автору удается коротеньким предложением вытянуть из закоулков читательской памяти объемные картинки. Вот Манович пишет о турбазе рыбзавода и говорит, что «в столовой аппетитная духота», и эти четыре слова переносят тебя на турбазу из твоего детства, или в санаторий, или в пионерлагерь на берегу Волги – эта «аппетитная духота» становится вдруг машиной времени. И люди, о которых автор рассказывает, довольно быстро перестают быть просто персонажами, они живые, им легко сочувствовать, их радости и беды понятны, их истории вероятны и будничны. Наверняка, найдется не один персонаж, который будет вас раздражать, будут такие, о которых придется поволноваться, но остаться каменно равнодушным при чтении сборника Леры Мановчи вряд ли удастся.
336 страниц
2021 год
Лабиринт – 470 рублей, Озон – 510 рублей
Ю Несбё. «Ревность»
Этого автора детективных триллеров, амбассадора норвежского нуара мы в своих обзорах уже упоминали. Российскому, да и мировому читателю Несбё известен прежде всего как писатель, придумавший Харри Холе. Мало кто может устоять перед обаянием талантливого сыщика с деструктивными наклонностями. Сам же Несбё, видимо, решил, что с Холе пора завязывать. Уже несколько лет он пытается уйти от популярного цикла, пишет самостоятельные романы и повести, а теперь вот и сборник рассказов выпустил.
«Ревность» – это семь криминальных историй, в которых автор так или иначе исследует одно из самых архаичных чувств. Чувство темное и неизбывное, многие века толкающее людей на самые дикие поступки. Несбё смотрит на судьбы нескольких пар (а точнее – троек), пытается понять, в какой момент ревность впервые появляется в отношениях и когда обретает силу, противостоять которой практически невозможно. Рассказывая об убийствах по такой, казалось бы, банальной причине, норвежец остается верен себе и выдает не обычные рассказики о том, как оскорбленный муж подрезал любовника супруги, а лихо закручивает сюжеты и награждает героев изощренной фантазией. Как в выборе способа расправы, так и в придумывании благочестивых оправданий своего преступления.
Есть здесь и братья-близнецы, один из которых пропадает без вести во время альпинистской экспедиции на греческом острове, а другой становится главным подозреваемым в убийстве. И мило болтающие и постепенно влюбляющиеся друг в друга авиа-попутчики, одной из которых оказывается женщина, заключившая контракт с некой фирмой, которая организует уход из жизни так, чтоб это не выглядело самоубийством. Инструментами расправы в рассказах Несбё становятся ювелирные украшения, кондитерские изделия, крем для рук или мусоровоз… Он удивляет и пугает напоминанием о том, что под гнетом ревности человек теряет себя, легко отступает от собственных моральных принципов и даже тот, кто всегда был сдержанным и благоразумным, может взорваться.
Семь небольших историй с захватывающими сюжетами и неплохо представленной психологией преступника – то, что нужно, чтобы пощекотать нервы темным вечером.
288 страниц
2021 год
Буквоед – 480 рублей, Литрес – 240 рублей
«Без очереди. Сцены советской жизни в рассказах современных писателей»
Сборник рассказов, эссе и прочей малой прозы (и даже немного поэзии) разных российских авторов. Тема книги обозначена в названии. Сразу скажу, что рекомендую ознакомиться с бумажной версией ради точных и трогательных иллюстраций Саши Николаенко (эту художницу и писательницу вы уже знаете по ее книге «Небесный почтальон Федя Булкин»).
Противников идеологий спешим успокоить – «Без очереди» не утверждает, что в Советском Союзе жилось исключительно хорошо или – наоборот – бескомпромиссно плохо. Это в основном мемуарные зарисовки авторов разных поколений – кто-то из них прожил в Советском Союзе долго и имел возможность ощутить все прелести и горести этой жизни, иные родились в последние годы СССР и знают о советских реалиях больше из воспоминаний родителей и бабушек.
В сборнике описаны самые разные аспекты советской жизни: мода и дефицит, пионерия и дружба народов, встреча с иностранной культурой и рождение мифа о том, что «в советское время было лучше».
Людмила Улицкая рассказала о ценности швейной машинки в советской семье, а через это – о модах былых времен, о том, как трудно было добыть хоть сколько-нибудь приличную ткань, о бесконечном перешивании вещей старших родственников под нужды младших и о том, как при всех этих сложностях некоторые советские люди умели быть стильными.
Евгений Водолазкин поделился опытом пионервожатства, а Александр Генис – заметками из увлекательного путешествия автостопом по советским республикам. В рассказе «Стране нужна бумага» Шамиль Идиатуллин, кажется, вспоминает о том, как был организован сбор макулатуры в его школьные годы, а в итоге рассказывает о читательском опыте своего детства. Дело в том, что в газетах и толстых литературных журналах в те годы можно было отыскать и переводные фантастические рассказы, и остро социальную прозу, которая не могла быть напечатана в книгах. Юный Шамиль научился выискивать интересные произведения и знакомился с ними гораздо раньше, чем взрослые.
Грустные и веселые, теплые и болезненные эссе, рассказы, очерки, даже литературоведческие статьи и одна поэма от тридцати восьми известных русских авторов собраны в сборник «Без очереди». С одними произведениями вам, возможно, захочется поспорить, мол «вранье, не бывало такого», а иные вы будете читать так, словно они написаны на основе ваших личных воспоминаний. Эта книга может стать мостиком между поколениями – рассказы из сборника подходят для того, чтобы поговорить о них за чаем с бабушкой или эпизодами зачитывать детям.
528 страниц
2021 год
Moscowbooks.ru – 614 рублей, ЛитРес – 320 рублей