Культура
Дети бегают по ночам среди мамонтов
«Всем выйти из сумрака!» – неплохой слоган для вечерних вылазок в музей им. И.С. Шемановского. Каждую пятницу там ждут бодрствующих салехардцев – ночные экскурсии по залам и хранилищам тот еще мейнстрим.
«КС» поддержал почин музейщиков – нас интересовали тайны доисторических мастодонтов, темнота и, кажется, еще что-то…
Жаль, что последняя пятничная прогулка оказалась не совсем ночной. Экскурсоводы готовились к майским праздникам и честно предупредили, что акция начнется на два часа раньше обычного. В восемь вечера у двери в зал собралось очень много любопытных детей (помним о темноте) и очень мало скучных взрослых с фонариками.
– Ели ли мамонты мясо? – это вопрос посетителям задает проводница по ночному музею. У блондинки длинные спутанные волосы, одета она в волчью шкуру, на ногах – плетеные сандалии.
Группа настороженно качает головами – вдруг ошибка?
– Правильно, – говорит пещерная женщина, она же – Ирина Ромейко, заведующая просветительским отделом. – Они питались растительностью. А умели ли мамонты прыгать?
– Умели, – кричат дети.
– Но невысоко, – иронично комментирует один из пап.
Экскурсовод поясняет, что мамонты весили до 3,5 тонны, им было тяжело передвигаться, значит… Значит ли это, что они не умели прыгать?
– На ступне у них была небольшая прослойка жира, – загадочным шепотом интригует музейщица в шкуре и оставляет всех наедине со своими догадками.
Нас подводят к мамонтенкам Любе и Маше. Люба – единственная особь, коей удалось так хорошо сохраниться – давно известна ямальцам, а вот про её «подругу» многие слышали впервые.
– Почему Люба стала «звездой»? Потому что по степени сохранности она уникальна. Теперь сравните её с мамонтенком, найденным в конце 80-х годов, – экскурсовод поворачивается в другую сторону и показывает нам мумию без хоботка, – На нём даже шерсти не было, и назвали его Машкой. Кстати, это муляж, оригинал хранится в Санкт-Петербурге.
Проводница в мир знаний просит всех подойти к другому экспонату – большому скелету Монгоченского мамонта. Одни дети боятся приблизиться и истошно кричат, другие увлечённо спрашивают:
– Можно его погладить?
Через несколько минут нам предлагают закидать стоящего поодаль древнего человека «снежками» – комками мятой бумаги. Мы бойко соревнуемся на звание самого меткого охотника. Мужик в волчьей шкуре покорно стоит перед нами. Ему, похоже, всё равно.
Уже после испытания он рассказывает гостям – о жизни вымерших млекопитающих, о гипотезе, что «вклад» в их уничтожение внесли люди и что мумия Любы не дает ответы на все вопросы ученых.
– На кого из современных животных похож меритерий (вымершее млекопитающее. – Прим. ред.)? – спрашивает экскурсовод.
– Мамонт? – почему-то кричат из зала.
– Слон!
– Муравьед?
Организаторы улыбаются. Они-то знают ответ.