Культура
Эксперимент не то, чтобы удался…
Спектакль «Ольшанка» новоуренгойского театра-студии «ЧеловекИ» оставил довольно странное впечатление… Конечно, на восприятие искусства сильно влияет вкус ценителя: есть люди, склонные поискать скрытый смысл во всяческих изощрениях, и те, кому сразу же должно быть всё понятно… Но, поскольку по окончании процесса сам режиссёр Алексей Щелкунов вышел в зрительный зал и извинился за свой театральный эксперимент, появилась мысль, что постановка-таки, правда… сыровата.
Началось всё с того, что на сцену высыпали десятка полтора, не меньше, подростков. У одной девушки в руках оказалась толстая иллюстрированная книга «Ольшанка», которую она громко читала своим сверстникам, а они по ней пытались поставить спектакль – на сцене перед зрителями будто бы развернулся процесс реальной репетиции. Кстати, не без драматической линии: однажды на занятие не приходит одна из юных актрис, Оля, и присылает всем своим коллегам смс о том, что с детства болеет неизлечимой лейкемией и хочет попрощаться. И тогда ребята решают сделать постановку «о любви» и посвятить её «всем неравнодушным», как и хотела их подруга.
Поскольку театр-студия «ЧеловекИ», который три года назад бросил якорь в МЦ «Молодёжный», всё же не профессиональный, любительский, по сути, театральный кружок для школьников и студентов, таланты у его участников тоже разные – есть яркие, заметные, есть не очень. И всё же по сравнению с ранее поставленными произведениями, тем же «Чучелом» или «Фронтовичками», показалось, что «Ольшанка» явно проигрывает. Вроде бы и актёры те же, и режиссёр, и даже сцена, и сыграли ребята неплохо, и реально хорошо у них получилось звуковое сопровождение к эпизоду про встречу Макара с Лешим: и шаги, и топот копыт, и даже звон колокольчика… И всё же осталось какое-то странное послевкусие – как будто спектакль не закончили, а прекратили.
По окончании получасового действа в зал к зрителям вышел Алексей Щелкунов и сказал, что это была попытка в таком формате осознать проблему смерти.
– Это не совсем спектакль, на который можно ориентироваться, как на театральную форму. Это вербатим, история, где нет жёстких каркасов, про жизнь здесь и сейчас. Наступают моменты, когда ты понимаешь, что от тебя ничего не зависит. Месседж в том, что надо чаще замечать людей, которые рядом и нуждаются во внимании. Это такой эксперимент о любви. Большинство монологов ребята придумывали «здесь и сейчас», и это мощная творческая актёрская работа. Выйти на площадку и без смущения предложить варианты в «онлайн-режиме» – кто может похвастаться способностью без страха это сделать? А вообще, если вы поняли нашу метафору, то мы вам бесконечно благодарны, ну а если кому-то это всё было крайне скучно и неинтересно, мы просим у вас прощения. Для того и театр, чтобы пробовать… Что получилось – то получилось, – подытожил Алексей Щелкунов.
По словам режиссёра, всё, что было драматургического, читалось на сцене из книжки. Остальные монологи созданы двумя начинающими авторами – Елизаветой Веричевой и Марией Козубица.
Десятиклассница городской гимназии Елизавета рассказала «Красному Северу», как шла работа над спектаклем вообще и текстом в частности.
– Мы показали нашу репетицию, какой она могла бы быть, и рассказали историю внутри неё. Я предложила помощь в создании монологов главной героини – Ольги. Задумка взята из книги «Пока я жива» (роман британской писательницы Дженни Даунхэм о последних месяцах жизни 16-летней Тессы Скотт, больной лейкемией. – Прим. автора). Я человек творческий, пишу стихи и прозу, и решила попробовать: вдруг мои слова примут. Очень приятно, что так и случилось, не ожидала.
– Было понятно, что на сцене что-то делают, а зачем – неясно, потому что репетиция – всегда довольно странный и непонятный процесс. В спектакле все формы уже ясны, все точки и акценты расставлены, всё ясно – куда смотреть, за кем следить, а здесь ещё только процесс рождения спектакля. Театральная кухня на этапе подготовки овощей, – объяснил режиссёр.
Впереди у «ЧеловековИ» – «Таинственная история Билли Миллигана». Остаётся надеяться, что коллектив успешно переложит её на обычный язык театра, более понятный массам. Всё же техника вербатим – ну очень уж на любителя.