обновлено: 08:28, 23 сентября 2022
Культура
Искусство играть радугой
В России всего несколько мастеров, способных изготавливать витражи Тиффани, и один из них – наш земляк Нил Михайлов.
Настоящий витраж, собранный по классической технологии, стал редкостью.
– Появилось множество подделок, фальшивых витражей, – рассказывает мастер, – их часто делают из цветной плёнки или просто рисуют красками по стеклу. Конечно, никакого отношения к классической технике эти подделки не имеют. Они некачественные, недолговечные, да и просто некрасивые. При этом такие «мастера» очень высоко и дорого оценивают свои работы.
– В поездках мы всегда обращаем внимание на любые витражи, – продолжает Светлана Михайлова, разделяющая увлечение мужа, – и сразу видим, какие сделаны на совесть, а какие – обычная халтура. Глаз намётан.
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ИЗ БИТОГО СТЕКЛА
Увлечение Нила Михайлова витражами началось ещё в школе. На уроках труда дети осваивали технику изготовления простейших изделий из цветного стекла.
– Мы выкладывали контур из обычной проволоки, – вспоминает Нил Нилович, – и заполняли его битым цветным стеклом – из зелёных и коричневых бутылок, автомобильных подфарников, словом, из всего, что под руку попадалось.
О своём навыке Нил вспомнил в армии. Вместе с помощниками он изготовил световое панно с изображением ордена Победы, а затем второе – карту Советского Союза, включая все его республики. Командование было довольно.
В 1981 году Нил Михайлов в составе комсомольского отряда приехал в Новый Уренгой, работал на стройке, здесь встретил свою Светлану, женился, родились дети – две девочки и мальчик. В 2005 году семья решила переехать в Белгород.
– Очень хотелось свой дом, – вспоминает Светлана, – хотелось сад, чтобы дети видели, как цветёт яблоня, как вишни растут.
Но жизнь на новом месте не задалась, частные строительные компании, куда нанимался глава семейства, часто не платили, поднимать троих детей становилось всё сложнее. Несколько лет назад Михайловы вернулись в Новый Уренгой.
– Решили, что и финансово здесь полегче будет, – рассуждает Нил Нилович, – и друзей у нас здесь много. И вообще, на Севере люди другие – с ними проще находить общий язык.
На «земле» Нил Нилович встретил человека, который стал его учителем и соратником по любимому делу – витражному искусству.
Радислав Лысенко – один из самых именитых мастеров на пространстве СНГ, живёт и работает на Украине, ведёт мастер-классы, изготавливает витражи для православных храмов и частных интерьеров. Многие его работы выкупают зарубежные коллекционеры.
– Витражи Тиффани очень востребованы на Украине, – рассказывает Нил Нилович. – Несмотря на сложную обстановку, мастерская Радислава по-прежнему получает заказы. Часто состоятельные люди заказывают для своих домов масштабные элементы декора – витражные вставки в двери и межкомнатные перегородки, оконные элементы, даже домашние иконостасы. Не говоря уже о такой мелочовке, как небольшие картины, часы и прочее.
ИСКУССТВО ГРАДИЕНТА
Опаловое стекло на свету играет всеми своими оттенками, это называют транспарантным эффектом. Колористика витража Тиффани неуловимо меняется в зависимости от угла, под которым на него смотрит зритель, от того, как сквозь него проходят лучи солнца – полуденного или закатного, от общего фона, окружающего витражное изделие. Обычное цветное стекло никогда не даст такого эффекта, не будет объёмным и настолько наполненным жизнью.
– Витраж Тиффани требует художественного подхода, – поясняет Светлана. – Невозможно взять любой кусочек стекла и впаять его в изделие. Нужно подобрать фрагмент так, чтобы цветовые переходы самого стекла дополняли и подчёркивали сюжет картины. К примеру, мы делали панно «Парусник», и нам удалось подобрать бежевое стекло таким образом, что паруса кажутся наполненными ветром – в центре более бледные тона, к краям паруса они сгущаются. Или изображение холма – зелёный цвет становится ярче и плотнее от вершины к подножию, и это неуловимо оживляет весь сюжет.
Этот эффект Михайловы в полной мере использовали при изготовлении масштабной иконы для белгородского собора. Икона «Вера, Надежда, Любовь и мать их София» в технике витража Тиффани украшает входную группу православного храма.
Ещё одно произведение, которым Михайловы гордятся,– объёмное пасхальное яйцо высотой более полуметра. Нил с супругой изготовили его в честь открытия храма в Белгороде и при большом стечении народа передали в дар владыке Белгородскому, и уж потом только узнали, что это уникальное изделие было передарено патриарху Кириллу.
БУДЕТ СУВЕНИРКА
Любимое ремесло Нил и Светлана Михайловы не забросили и в Новом Уренгое, нашли возможность оборудовать небольшую мастерскую, перевезли из Белгорода кое-какие материалы, инструменты, эскизы. Мечтают расширить производство, купить специальную печь для запекания стекла. Это даст возможность выполнять изделия в технике фьюзинга, используя мелкие стеклянные обрезки, оставшиеся от больших работ.
– Откроются большие возможности для изготовления сувенирной продукции, – уверен мастер, – многие ведь захотят взять для себя на память оригинальные виды северной природы или нашего города из цветного стекла. А представьте, каким небанальным будет такой подарок для коллеги или делового партнёра.
Кроме того, Нил Нилович собирается освоить технику лэмпворка – изготовления крупных узорчатых бусин, таких популярных сейчас у молодёжи, да и не только. Уж на этот-то товар всегда будет спрос!
Не оставляет Михайлов мысль обучать ремеслу новоуренгойских ребятишек, как делал это в одном из детских домов Белгорода. Ведь как важно с самых малых лет получить навыки прикладного искусства! Кто знает, может, для кого-то это станет делом всей жизни.
– Мне рассказывали об одном старом мастере из Узбекистана, – вспоминает Михайлов, – который делал лучшие во всей Азии сундуки. И вот все его дети и внуки, которые имели высшее образование и хорошие профессии, тоже выучились. Мастер это так объяснял: «Как бы ни сложилась их жизнь, я уверен, они всегда заработают на кусок хлеба, потому что я дал им в руки ремесло».
Друг и партнёр Радислав давно зовёт Нила с семьёй на Украину: работы много, а мастеров мало. Но энтузиаст Михайлов твёрдо решил – останется на Севере и будет развивать своё дело именно здесь:
– Я хочу, чтобы новоуренгойцы узнали, что витражи – это искусство, и чтобы могли в своём городе купить эти изделия, украсить свои дома. Ведь витраж, как любая ручная работа, всегда уникален, двух одинаковых изделий просто не бывает. А кроме того, в каждом из них – частичка души мастера.
НА ПОДЛОЖКЕ
В период Возрождения популярность витражей в Европе сошла на нет, многие секреты мастерства оказались утраченными. Однако в начале девятнадцатого века повальное увлечение европейской публики рыцарскими романами всколыхнуло интерес к готической архитектуре и соответственно к витражам. Примерно в то же время мода на них пришла и в Россию.
Витражи стали признаком роскоши, за что и пострадали во времена установления власти большевиков.
Примерно в это же время в Америке художник Луис Тиффани, отпрыск легендарного ювелирного семейства, задался целью вывести искусство витражей на новый уровень. Он начал поиск рецептов особенного художественного стекла, и его опыты на собственной стекольной фабрике увенчались успехом. Он создал цветное опаловое стекло, окраска которого неоднородная и потому позволяет изготавливать «живые» картины, изображая рябь на поверхности воды, игру солнечного света в зелёной листве или богатые складки фактурной ткани. Цветовая палитра достигала пяти тысяч оттенков.
Луису Тиффани также принадлежит заслуга изобретения объёмных, а не плоских витражей. Именно в его мастерской появились первые абажуры для настольных и потолочных светильников, которые и сегодня служат свидетельством не только финансовой состоятельности, но и тонкого вкуса их владельца.