Книжная неделя. Британки в Италии, неожиданная дружба и ресторанные зарисовки | «Красный Север»
0°C

обновлено: 16:57, 13 августа 2022

Культура

Книжная неделя. Британки в Италии, неожиданная дружба и ресторанные зарисовки

Сколько времени вы готовы выделить для чтения книг? Если у вас есть желание освободить от социальных сетей и просмотра сериалов хотя бы полчаса в день – два раза по пятнадцать минут, у вас появится возможность читать по одной художественной книге в неделю. Или по одному актуальному нон-фикшен-произведению в месяц. Хорошая перспектива, не правда ли? В сегодняшнем обзоре мы расскажем о трёх романах, каждый из которых может прочесть за неделю даже очень занятой человек.


Элизабет фон Арним. «Колдовской апрель»

Книга не поднимает никаких серьёзных проблем и социальных конфликтов, это идеальный роман для тех, кто устал от забот и зимы, и для всех, кто истосковался по поездкам к морю. Роман был впервые издан на английском в 1922 году, и сразу же завоевал читательскую любовь англичан и американцев. Особенно тепло он был принят женской аудиторией, ведь главные героини «Колдовского апреля» - четыре леди разных судеб, характеров, социальных классов. А в начале двадцатого века книги, в которых именно женщины принимали решения и действовали по своему усмотрению, всё ещё были редкостью. Но и саму Элизабет фон Арним не назовёшь обычной. Мэри Аннет Беочамп родилась в Австралии в британской семье, когда девочке было три года, родители перевезли ее в Англию. Замуж Мэри вышла за прусского аристократа, которого сама называла «человек гнева». Мэри родила мужу пятерых детей, но была несчастлива в браке и спасалась сочинительством. Когда её супруг был посажен в тюрьму за многочисленные долги, женщина придумала себе псевдоним Элизабет фон Арним и стала публиковать под ним романы. В том числе «Колдовской апрель».

Роман начинается с объявления в «Таймс», адресованного любителям глициний и солнечного света. Владелец небольшого средневекового замка на берегу Средиземного моря предлагает желающим арендовать это старинное жильё на весь апрель. Объявление читает миссис Лотти Уилкинс. Она обожает глицинии и очень хочет пожить в Италии. А ещё она не чувствует себя счастливой в сером Лондоне. Супруг не уделяет ей должного внимания, ко всему придирается и не одобряет лишних трат, если только те не касаются его питания. Миссис Уилкинс уже видит себя в стенах прекрасного замка, но понимает, что такие траты ей не по карману. Поэтому быстро находит компаньонку – миссис Роуз Арбатнот, женщину глубоко религиозную и тоже не очень счастливую. У миссис Арбатнот неразрешимый конфликт с супругом, дело в том, что он зарабатывает огромные деньги на сочинительстве бульварных романов об адюльтерах знатных особ прошлых веков. Истинная христианка не может смириться с тем, что её быт оплачен такими грязными историями. Поэтому, пусть и не сразу, идея на месяц уехать в солнечную Италию, отдохнуть от приходских хлопот и подумать об отношениях с супругом приходится миссис Арбатнот по душе.

А чтобы не слишком экономить на еде и помощи слуг, Лотти и Роуз находят ещё двух компаньонок для этой поездки. Ими становятся уставшая от внимания кавалеров светская львица, дочь знатного рода леди Каролина Дестер, и самая старшая в компании, чопорная хранительница традиций, вдова миссис Фишер. Компания, прямо скажем, неоднородная. У каждой из женщин своё представление об идеальном отдыхе и о том, как должны себя на этом отдыхе вести компаньонки. Молодость сложно уживается с мудростью прожитых лет, а светскость – с наивной простодушностью. Но это лишь поначалу. Ведь женщины приехали в прекрасное место под название Сан-Сальваторе, что можно перевести как «Святой Спаситель». И этот замок, и его обитатели, и живописная природа излечат все душевные раны британских дам.

«Колдовской апрель» – легкая комедия положений с типичным английским юмором.

2021 год

368 страниц

Элизабет Берг. «История Артура Трулава»

Элизабет Берг – американская писательница. В юности она поступала на отделение английского языка в университет Миннесоты, а окончила в итоге это учебное заведение по специальности «медицинская сестра». С годами Элизабет всё больше ощущала тягу к писательству и не отказывала себе в этом занятии. С первым романом Берг дебютировала в 1993 году, когда ей исполнилось сорок пять лет. С тех пор её писательская карьера не прерывалась. За годы творчества Элизабет создала десятки романов, многие из них были номинированы и получили различные национальные премии. Хотя критики часто отзываются о книгах Берг снисходительно, называя их сентиментальными.

«Историю Артура Трулава» тоже можно назвать сентиментальной. Она не требует от читателя больших усилий, не заставляет обращаться к Гуглу и вспоминать основы философии. Это житейская история, рассказ о неожиданной дружбе двух одиноких людей. Роман взросления и рефлексии о прожитой жизни.

Артур полгода назад потерял жену. Свою несравненную Королеву Красоты Нолу. Ничего сверх трагичного, мужчине уже восемьдесят пять лет, встреча со смертью в таком возрасте кажется закономерной. Но печаль от этого не меньше. Артур живёт тихой жизнью – поливает цветы, гладит кота и ежедневно навещает супругу на кладбище. Это место не кажется ему мрачным, более того, Артур находит особый смысл в том, чтобы посещать его каждый день. Он придумывает истории о тех, чьи имена читает на надгробиях, и считает, что таким образом продляет век почивших, ведь человек жив, пока о нём думают. Однажды Артур замечает среди могил девочку-подростка. Что она здесь делает? Навещает усопшего родственника? Нет. Оказывается, семнадцатилетняя Мэдди Харрис прибегает сюда, чтобы подумать и отдохнуть от грубых одноклассников. Девочка мечтает поступить в колледж искусств, у неё нестандартное мышление и очень хрупкое телосложение. В школе её травят за особый взгляд на мир, а в «городе мёртвых» ей спокойно. Неожиданно для обоих героев между ними завязывается настоящая дружба. Каждый из них искренне интересуется мыслями и чувствами другого, старается по мере возможности поддержать и приободрить, разрешает быть собой. Престарелый мужчина, переживающий смерть супруги, и затравленная ровесниками девочка-подросток помогают друг другу понять, что на любом этапе стоит проживать свои дни осознанно. Можно сказать, что Артур становится для Мэдди внимательным дедушкой, пусть она и неродная ему по крови.

«Что такое семья? Конечно же, это определяет не документ, не закон и не случайность рождения. Нет, по-настоящему родными люди становятся нам по нашему выбору – те, с кем мы сами хотим быть связаны. И узы между нами живут в наших сердцах».

2021 год

288 страниц

Матиас Фалдбаккен. «Ресторан «Хиллс»

Сразу предупредим, что этот маленький роман многим не даётся с первого раза, а кто-то и вовсе отказывается от его чтения. Но если вы любите выхватывать из монотонного течения дня яркие эпизоды, эта книга вам подойдёт.

Матиас Фалдбаккен – норвежский художник и писатель. Но сначала всё же – художник. Он учился в Национальной академии изящных искусств в Бергене, а в 2005 году представлял Норвегию на Венецианском биеннале современного искусства. В литературу Фалдбаккен пришёл под псевдонимом Абу Расул с трилогией «Скандинавская мизантропия», первая часть которой – «Кока-гола компани» была переведена на русский язык, но особого интереса у читателей не вызвала. Судьбу романа «Ресторан «Хиллс» на российском книжном рынке тоже не назовёшь простой. Дело в том, что в книге отсутствует сюжет как таковой. И речь не об открытом финале или начале повествования «из-за такта», а о тотальной бессюжетности. Единственное, за что может удержаться внимание читателя и того, кто сейчас об этой книге пытается рассказать, это сам ресторан «Хиллс» и служащий в нём много лет официант с невротического склада психикой.

Итак, ресторан «Хиллс» существует в центре Осло с середины девятнадцатого века. За его окнами, пусть и не буквально, прошли Первая и Вторая мировые войны, мир несколько раз поменял политические полюса, а европейские страны пережили десятки правителей. А «Хиллс», может, немного и обветшал, но выстоял и сохранил верность традициям. Гостей встречает метрдотель Мэтр, который на протяжении всей трапезы следит за комфортом посетителей. В гардеробе работает Педерсен, точно знающий, как именно нужно разместить ваше пальто, чтобы оно сохранилось в лучшем виде, а за пианино сидит пожилой Юхансен, играющий исключительно классику и только ту, которая подходит под выбранные блюда и настроение гостей. Ещё есть шеф-бар, которая знает всё обо всём, а больше всего – об истории описываемого заведения. Но для нас с вами, читателей, главной персоной ресторана «Хиллс» является его официант, потому что именно он станет проводником в мир романа. Собственно, его наблюдения и рассуждения о посетителях, о блюдах, о ресторане и составляют суть книги. Мы проведём с героем два дня, и автор не расскажет ничего, что было и будет за границами этих двух дней. Он покажет нам чудаковатого мужчину, который в совершенстве разбирается в философских школах, но уже больше десяти лет работает официантом. Мужчину, который способен дословно воспроизвести отрывок из чужого диалога, но часто не может запомнить, какое блюдо заказали гости за третьим столиком. А ещё он почему-то опасается ресторанного подвала и водит дружбу с Эдгаром, который ежедневно обедает в «Хиллсе» со своей девятилетней дочерью.

«Ресторан «Хиллс» – как лоскутное одеяло. Выхваченные из потока голосов посетителей диалоги ничем не заканчиваются, начинающиеся за столиками истории ни во что не выливаются. Точнее, мы с вами не узнаем об этом, потому что официант слышит лишь часть беседы, а посетители продолжают свои жизни уже за дверьми ресторана. С одной стороны, роман кажется обрывочным и бессистемным, а с другой – он очень реалистичен, ведь мы с вами именно так видим и слышим десятки людей каждый день. Нам выпадает шанс увидеть лишь несколько минут их жизни и услышать лишь часть их речи.

Если вы готовы к литературному эксперименту с множеством деталей, но без центрального сюжета, попробуйте «Ресторан «Хиллс».

2019 год

288 страницы


0

0

0

0

0

0



обновлено: 16:57, 13 августа 2022

Темы