обновлено: 18:27, 03 декабря 2022
Культура
Книжная полка: читать нельзя игнорировать
Знак препинания в заголовке вы вольны поставить сами, а я рекомендую обратить сегодня внимание на значимые тексты современной русской литературы. Значимые по разным причинам, да и адресованы они разным группам читателей. Я расскажу, а вы решайте, какую из трёх книг будете читать в первую очередь. Сегодня в обзоре – хорошая российская литература.
Алла Горбунова «Конец света, моя любовь»
Недавно, 3 февраля, Алла Горбунова с этим сборником рассказов стала лауреатом двенадцатого сезона литературной премии «НоС». Эту прозу на грани исповеди и свидетельских показаний, действительно, можно считать новой словесностью, новой искренностью, новым способом говорить о взрослении в девяностые.
«Конец света, моя любовь» разбита на четыре части, в каждой – своё настроение, атрибуты возраста, мечты и их крушение. Если первые зарисовки могут вызвать некоторый дискомфорт, а истории из третьей части заставят некоторых читателей отбросить книгу, то завершающий эпизод всё расставляет по местам, гармонизирует и возвращает в ностальгическое русло. Кажется, Алла Горбунова не так уж много придумала для этой книги, отдельные места и вовсе походят на страницы из дневника, причём из дневника каждой пятой девчонки, чьё отрочество пришлось на лихие девяностые.
Лирическая героиня не осознаёт катастрофы, происходящей в те годы со страной, но чувствует, что и она, и весь её мир катится в тартарары. Она проходит подростковое отрицание ценности образования, бросает школу и переходит в ПТУ (правда, потом по собственному желанию в школу возвращается), связывается с разнообразными сомнительными компаниями, влюбляется не в тех мужчин, пытается вырваться из-под удушающей опеки бабушки, находит странных подруг и, кажется, постепенно становится поэтом.
Есть здесь и холодные рынки, где люди пытаются заработать хоть какие-то деньги, и не вернувшиеся из военных конфликтов молодые парни, и спивающиеся философы, и влюблённые в них глупые девочки. Алла Горбунова постоянно меняет не угол зрения, но глубину погружения в описываемое событие, отчего читатель оказывается на эмоциональных качелях: от тёплой ностальгической неги к брезгливому отвращению и обратно.
Всё-таки это не сборник рассказов, которые можно читать по отдельности и в произвольном порядке, это целостное произведение с внутренней логикой. С одной стороны – свидетельство современника о девяностых и начале двухтысячных, с другой – яркая исповедь смелой женщины.
Только для совершеннолетних читателей, готовых к литературным экспериментам.
2020 год
320 страниц
Moscowbooks – 590 рублей, ЛитРес – 255 рублей
Евгений Водолазкин «ОправданиеОстрова»
Каких только премий нет у Евгения Водолазкина. «Большая книга», «Ясная поляна», сербская премия имени Видакович, итальяно-русская премия Горького, «Русский Рим», «Клио» и много тех, о которых многие даже понятия не имеют. В общем, писатель признанный и уважаемый. Его произведения не шокируют анатомическими подробностями, но удивляют стилистикой, смешением жанров и времён. В описании пейзажа времён Киевской Руси у забора может обнаружиться пластиковая бутылка, и это не ошибка автора, так задумано. Читателю остаётся разгадать смысл такого хода.
В новом романе Водолазкина «Оправдание Острова» времена, события и персонажи тоже переплетены и спутаны, но история «Острова…» вполне реалистична.
Названия у Острова нет, неясно, где он располагается, непонятно, что за народность его населяет. Кажется, всё же русские, хоть и сказано автором, что один из героев «не русский и даже не ирландец».
Роман представляет собой летопись Острова со времён его крещения до современности. Здесь войны и победы, болезни великие и голод, революция с последовавшими за ней несчастьями. Жители Острова всякий раз недовольны правителями, каждое новое поколение мечтает о жизни более полной и устроенной, приходят новые вожди, но оправдать ожиданий Островитян они не в состоянии. Кроме выдержек из «Истинной истории», рассказанной летописцами, есть ещё вставки от лица Святейших Высочеств Парфения и Ксении. Это, можно сказать, ровесники Острова, им по триста пятьдесят лет, они всё ещё в здравом уме и твёрдой памяти и о всех событиях имеют свои воспоминания и представление. Они – по всему – библейские персонажи: живут четвёртый век, истинно добродетельны и имеют Миссию – оправдать Остров.
По описанию похоже на фантастику, но это совсем другой жанр. Летопись, философская притча, жития святых, нисколько не конфликтующие с описанием вполне современных проблем и характеров. Водолазкин – талантливый стилист, он умеет сшивать судьбы и эпохи так, что шов не определяется ни на глаз, ни наощупь.
2020 год
416 страниц
Book24 – 650 рублей, ЛитРес – 399 рублей
Карина Добротворская «Кто-нибудьвидел мою девчонку? 100 писем к Серёже»
Роман в письмах в декорациях девяностых. И это не вымысел, а реальная история, рассказанная, как утверждает автор, без купюр. Как и обещает название, это сто писем. Сто писем Карины Добротворской к своему бывшему мужу, который погиб вскоре после их развода.
Бывший муж Карины – тот самый Сергей Добротворский, ведущий кинокритик девяностых, режиссёр и преподаватель. Так они и познакомились, в аудитории университета. Вспыхнула страсть, которая, казалось, переросла в любовь. Сергей и Карина поженились, но их супружеская жизнь не была безоблачной. Не была, потому что Добротворский был типичным творческим – ранимым, сложным, требующим признания и безоговорочного поклонения. Так и говорил: «Мне не нужна твоя правда, мне нужна твоя вера». Карина, талантливая, молодая и горячая, пусть и была влюблена до беспамятства и в Сергея, и в питерскую театрально-киноведческую богемную тусовку полуголодных девяностых, всё же не захотела жертвовать собой.
Однажды она изменила не только Сергею, но и Питеру – укатила к будущему мужу в Москву. Карина в своих «письмах к Серёже» не пытается оправдаться, хоть несколько раз и размышляет на тему, «что было бы, если бы я тогда осталась», но и не старается очернить Сергея. Между тем по её письмам ясно, что брак этих талантливых людей был обречён изначально. Эти, как сейчас говорят, токсичные отношения не были жизнеспособными. И то, как меняется настроение Карины от послания к посланию и даже внутри одного письма, рассказывает больше, чем слова. Сергей и Карина проживали чувства буквально на грани возможного, были поглощены друг другом и наломали кучи дров задолго до развода. Добротворская мечется от тихого обожания мужа, от радости узнавания любимого в быту (как держит кружку, как курит сигарету) до страха перед ним, жалости к нему и ужаса перед тем, что она – пусть косвенно – виновна в его смерти (Сергей умер в 1997 году от передозировки).
Весь этот эмоциональный шторм разворачивается в декорациях Питера девяностых. Деталей и персонажей в письмах оказалось достаточно для того, чтобы книгу экранизировали. Одноимённый фильм вышел в начале 2021 года, Карина Добротворская участвовала в написании сценария. Картину демонстрировали и в кинотеатрах ЯНАО.
2014 год
352 страницы
Book24 – 350 рублей, ЛитРес – 320 рублей