обновлено: 11:12, 26 марта 2024
Культура
Книжная полка: израильские соседи, гибель пчёл и сила волос
«Всё связано со всем» – это один из законов, выведенных Барри Коммонером. Он говорил об экологии, но утверждение работает повсюду, включая литературу. Часто авторы явно или робко намекают на то, что персонажи связаны между собой: одни – общим домом, другие – общей судьбой, третьи – медовыми сотами. Сегодняшний обзор о таких книгах.
Эшколь Нево. «Три этажа»
Этот автор не просто хорошо пишет сам, но и учит этому других. Эшколь Нево – основатель и владелец крупнейшей в Израиле школы писательского мастерства. И у него, обладателя Золотой и Платиновой наград Ассоциации книгоиздателей Израиля, хотят учиться.
На счету Нево пять романов, сборник рассказов и несколько работ в жанре нон-фикшн. «Три этажа» – самый свежий труд автора и единственный, который переведен на русский язык.
В книге три части: каждая часть – один этаж – история одной семьи, на этом этаже проживающей. Каждая история – монолог нового героя. Запутавшийся мужчина терзается виной и исповедуется другу-писателю в тель-авивском кафе. Женщина так старалась убежать от возможного сумасшествия, что прибежала в любовный треугольник, и теперь анализирует произошедшее в письме к школьной подруге. Пожилая судья наговаривает на старый автоответчик послание умершему год назад мужу.
В каждую историю этих обычных жителей пригорода Тель-Авива Эшколь Нево добавляет интригу, которая держит читателя. Было ли преступление? Реально ли присутствие человека (или это галлюцинации?) Что случилось с ребёнком пожилой пары, жив ли он, встретится ли с родными?
Героев объединяет не только дом. Каждый страдает от нарушенной коммуникации внутри семьи, от отсутствия открытого диалога, терпимости к особенностям близкого. Нево рассуждает о проблемах, которые человек решает, в какое бы время он ни жил: вопросы отцов и детей, братская ревность, конкуренция внутри семьи, родительские ожидания, которые уничтожают счастье ребёнка, страх отца, что он не сможет защитить своих детей, метания женщины, которая должна выбрать между мужем и сыном.
«Три этажа» – книга, которую берёшь в руки как некую безделицу, легкомысленную антологию о соседях, и незаметно для себя погружаешься в пугающие глубины семейной психологии.
Майя Лунде. «История пчёл»
И снова трёхчастный роман, на этот раз от норвежского автора. Майя Лунде начинала как сценарист и автор произведений для детей и юношества, и в этом амплуа добилась успеха на родине.
Но потом Лунде задумала написать экологическую трилогию и начала с проблемы исчезновения пчёл на земле. Этот вопрос оказался настолько волнительным для читателей, что «Историю пчёл» практически сразу перевели на 12 языков, в том числе и русский, и издали большими тиражами.
С тех пор Лунде написала вторую часть трилогии – «Вода». Ее пока не перевели, так что есть время изучить пчелиный вопрос.
«История пчёл» интересна не только заявленной темой (конечно, это не просто роман о медоносах), а тем, как ловко Майя Лунде соединила под обложкой жанры и направления литературы.
События развиваются в трёх временах: 1852, 2007 и 2098 год, в трёх странах: Китай, Англия, США, в трёх семьях.
В Англии середины 19 века энтузиаст-пчеловод впадает в депрессию, понимая, что не способен сотворить что-то по-настоящему стоящее, и его семья вынуждена выживать, оставшись без дееспособного кормильца.
В Америке наших дней пчеловод обнаруживает первую массовую гибель питомцев в своих ульях и возлагает большие надежды на сына, которого отправляет в колледж. Но у парня свой взгляд на будущее.
В Китае будущего Лунде рисует землю без пчёл – их не осталось, опылителями работают люди, прыгая по деревьям, передвигаясь от цветка к цветку, чтобы обеспечить страну хоть каким-то количеством плодов. Все строго регламентировано, от формы одежды до рождения детей. Люди согласны с установленным порядком. И лишь когда в одной семье пропадает сын, мать объявляет войну системе...
Каждая часть книги выглядит как отельная новелла. В каждой – яркие герои со своей болью. Даже стилистически части будто обособлены: в одной – явный феминистский посыл и критика общественного устройства Англии 19 века, в другой – конфликт поколений, в третьей – противостояние системы и индивида. Но Майя Лунде умело преодолевает все границы жанров и вписывает в антиутопию интимные семейные отношения.
Летиция Коломбани. «Сплетение»
Актриса и сценарист из Франции работала над фильмом «Любит – не любит» с Одри Тоту в главной роли. Но писательские амбиции не дают Летиции Коломбани расслабиться. Она наблюдает за судьбами женщин в мире и пишет об этом.
Героини романа «Сплетение» живут в разных странах, их судьбы трудны, но непохожи друг на друга, единственное, что связывает, а точнее, сплетает этих женщин – волосы.
Смите из Индии не повезло родиться в семье из касты неприкасаемых. Теперь она чистит выгребные ямы, её муж – крысолов. Смиту вполне законно могут убить за любую провинность, а её дочь могла умереть ещё до рождения, но добрый супруг разрешил девочке жить.
Теперь Лалита собирается в первый класс.
Станет ли этот день праздником для всей семьи, оправдаются ли надежды Смиты на образование для дочери, сможет ли Лалита вырваться из ада жизни неприкасаемых?
Джулия живёт в Италии и буквально с рождения копается в волосах. Её прадед основал производство париков и героине предстоит унаследовать семейное дело. Хочет она того или нет. А вместе с документами на фабрику Джулия находит странное послание, которое буквально обнуляет все её знания об отце и ставит перед первым по-настоящему сложным выбором.
Сара – успешный адвокат из Канады, у неё трое детей, но она не готова уделять им время. Никаких утренников и совместных субботних обедов, только работа – впереди маячит должность управляющего фирмы. Сара не обращает внимания не только на детей, но и на своё самочувствие, внутренний голос, твердящий об усталости. И жизнь подбрасывает ей испытание в виде неизлечимой болезни...
Три континента, три женщины, три культуры. Чем объединила их Летиция Коломбани, кроме сплетения волос? Желанием быть счастливой, готовностью бороться с несправедливыми законами и общественным мнением, уязвимой красотой и несгибаемой силой.