0°C
Салехард

Книжная полка: не про любовь

Всё еще приходится сталкиваться с читательской дискриминацией, когда речь идет о писательницах. Бытует мнение, что автор-женщина может рассказывать аудитории только избитые слезные истории о несчастной любви или банальности о любви счастливой. Иногда еще про детей и собак. Сегодняшний обзор посвящен женскому голосу в современной литературе. Обо всех важных и интересных писательницах на одной полосе не расскажешь, но с чего-то надо начинать.


АННА КОЗЛОВА. «РЮРИК»

Этого автора (здесь, пожалуй, должен быть феминитив, но мы пока останемся в рамках норм русского языка) российская публика знает как сценаристку. Анна Козлова работала над сериалами «Краткий курс счастливой жизни» и «Садовое кольцо». Однако и в литературе она не новичок – в 2017 году за роман «F20» писательница получила премию «Национальный бестселлер».

Фото: pbs.twimg.com
Фото: pbs.twimg.com

«Рюрик» тоже был номинирован на несколько премий прошлого года, например, был в длинном списке «Ясной Поляны», но до пьедестала не добрался. И это не делает роман менее интересным.

Итак, в центре сюжета – детективная история. Из элитного интерната, где в режиме «полный пансион» обучаются дети состоятельных людей, в одну из ночей сбегает Марта. Несовершеннолетняя и отчаянная, она задумала отыскать свою мать.

К поиску постепенно подключаются разные люди, а сама беглянка рассказывает случайным попутчикам и читателям несколько версий своей недолгой, но яркой жизни. Таким образом перед нами появляются довольно интересные персонажи.

Они не делают ничего сверхъестественного, кто-то и вовсе кажется не личностью, а типажом: молодая няня, которая надеется покорить сердце отца своей подопечной и устроить таким образом жизнь; журналистка, сумевшая разорвать отношения с абьюзером и теперь во всех историях видящая только токсичных мужчин, издевающихся над девушками; женщина среднего возраста, которая в поисках тепла и понимания уходит от одного мужа к другому и теряет в этом походе себя.

Все эти персонажи настолько обычны для массовой культуры, что сначала не понятно, зачем читать о них очередную книжку? Но Анна Козлова написала не банальный роман об отношении полов, она создала очень циничный, колючий, отрезвляющий текст, в котором поступательно опрокинула несколько привычных стереотипов.

В «Рюрика» добавлен и мистический компонент, и глубокий психоаналитический контекст (здесь и поход через опасный лес к реке, и выбрасывание камней из-за пазухи), и несколько запутанных криминальных историй. Линии не всех персонажей заканчиваются хеппи-эндом, не исключено, что некоторые герои (в том числе и сама Марта) вас будут жутко раздражать, время от времени вы будете недоумевать и задавать книжке вопросы (кстати, книга тоже будет иногда разговаривать с читателем). В общем, с вами во время чтения «Рюрика» может произойти многое, но вы точно не заскучаете.

2019 год

288 страниц

Литрес 250 рублей, Буквоед 540 рублей

ЕВГЕНИЯ НЕКРАСОВА. «СЕСТРОМАМ. О ТЕХ, КТО БУДЕТ МАЯТЬСЯ»

И снова сценаристка, которая ворвалась в большую литературу. «Сестромам» – не первая книга Евгении Некрасовой, до этого были сборник «Несчастливая Москва» и роман «Калечина-Малечина», о котором мы рассказывали в одном из обзоров.

Фото: img.youtube.com
Фото: img.youtube.com

«Сестромам» тоже сборник, состоит из коротких (от 2 до 30 страниц) рассказов-дурманов, каждый из которых отвечает на вопрос «Кому на Руси жить тяжело?». Спойлер – всем. Произведения Некрасовой – это, безусловно, большая литература, хотя бы потому, что она для своих историй создала уникальный язык. Да, все корни понятны и узнаваемы, это живой современный русский язык, да и грамматика по большей части привычная.

Но в какой-то момент автор начинает колдовать с текстом, вплетать в него фольклорные мотивы, подчинять ритму заговоров и шаманских песен. Если на секунду отвлечься от самой истории и пойти за языком, кажется, что типографская краска закручивается как зелье в котле знахарки. И никогда до последней строки рассказа не знаешь, что это такое для тебя Некрасова сварила – сладкий яд или горькое лекарство.

Пожалуй, это и есть основная характеристика рассказов сборника «Сестромам» – неприглядный быт, жесткий реализм в них сочетается с древней магией слова. И не только слова: в некоторых историях нашлось место волшебству, правда, никогда до конца не поймешь, это потусторонние силы вмешались в судьбу героя или герой немного тронулся умом…

А герои у Некрасовой самые обычные: охранники автостоянок, банковские бухгалтеры, полицейские и работники супермаркетов. Живут самой обычной жизнью, только все во власти какой-то маяты. Живут с нелюбимыми мужьями, трудятся на ненавистной работе, а кто-то и вовсе обнаруживает себя лет на шестьдесят позже, чем хотел бы.

В каком-то смысле весь этот сборник и есть «сказка о потерянном времени». Большинство рассказов походят на короткометражки с какого-нибудь фестиваля авторского социального кино. Абьюз, алкоголизм, серость и неизбывная тоска по беззаботному детству. Их точно не стоит читать подряд и на ночь. Хотя в каждой истории есть большой потенциал для оптимистичных мыслей. Например, всегда можно подумать: «Хорошо, что у меня в жизни всё гораздо лучше».

2019 год

384 страницы

ЛитРес 350 рублей, Озон.ру 470 рублей

«14. ЖЕНСКАЯ ПРОЗА «НУЛЕВЫХ». СОСТАВИТЕЛЬ ЗАХАР ПРИЛЕПИН

В заключение посоветуем книгу, в которой любой найдет что-то для себя, потому что это не просто сборник рассказов, но и собрание разных авторов. Как пишет составитель сборника Захар Прилепин, «мир, описанный в этой книге, движим женщиной. Женщина здесь живет изо всех сил и не сдается до последней минуты. Она сама может выбрать, быть ей счастливой или несчастной, – она может всё».

Фото: avatars.mds.yandex.net
Фото: avatars.mds.yandex.net

В книгу вошли рассказы как уже популярных Анны Козловой, Майи Кучерской или Анны Матвеевой, так и пока не очень известных авторов. Кто-то из этих женщин сразу понимал, что хочет работать с текстом, – многие учились на филфаках, журфаках или даже в литературных институтах. А иные пришли в писательство из совсем неожиданных областей – после металлургического института или с опытом работы зооинженером и берейтором.

Некоторые писательницы наполняют тексты очень личными, хорошо известными им реалиями. Например, Анна Андронова, которая работает врачом в отделении неотложной кардиологии, вплетает в рассказы тему отношений человека с болезнью, а Алиса Ганиева, выросшая в Дагестане, работает с темой регионального менталитета. Истории из сборника «14. Женская проза «нулевых» – очень разные и по стилю, и по типам героинь, и по событиям, и по жанру. Здесь действительно есть из чего выбрать. А формат рассказа удачно подойдет для тех, у кого «совсем нет времени на чтение» – можно знакомиться с одним текстом в обеденный перерыв или перед сном.

2012 год

416 страниц

В библиотеках, в том числе электронных


0

0

0

0

0

0



Темы