Культура
Мученикам карантина посвящается: три книги, которые вас не отпустят
По английским улочкам бродят дикие козы, а по городам Испании – кабаны. Каналы Венеции очистились настолько, что можно запускать дельфинов. Природа повсеместно отдыхает, дышит полной грудью – всё потому, что люди не давят ей на легкие, не тревожат, не мешают жить.
Да, нам нынче не до покорения стихий. Сидим дома на самоизоляции, смотрим сериалы, читаем книги, спим. Сегодняшний обзор адресован всем затворникам, свидетелям и мученикам карантина.
Эрленд Лу.
«Допплер»
Кажется, книги этого норвежского писателя можно прикладывать к душевным ранам любой природы, и они будут затягиваться. Лу известен в мире своим наивным стилем, его герои просты и естественны, порой инфантильны, но всегда трогательны.
Если вы страдаете от необходимости отказаться на время от социальных контактов, рекомендуем вам роман «Допплер», в котором главный герой добровольно уходит подальше от всех людей и находит радость в одиночестве.
Андреас Допплер был идеальным норвежцем. Он получил блестящее образование, сделал карьеру, создал образцово-показательную семью, и даже ремонт в его доме был таким, что любой дизайнер позавидует. Казалось бы, живи да радуйся. Но однажды Допплер упал с велосипеда, ударился головой и постиг истину. Он понял, что вся его жизнь – это показательные выступления перед людьми, которые ничего для него не значат. Андреас ужаснулся тому, что ничего не знает о себе, о своих истинных желаниях и потребностях, о своей душе. Он даже засомневался, а принадлежит ли ему хоть одна из мыслей, посетивших его голову? Или все они навязаны общественным мнением?
Осознав свое положение, Допплер уходит в ближайший лес, убивает там лосиху, начинает заботиться о ее детеныше. Ночи напролет он выпиливает тотемный столб, посвящая его погибшему отцу. Иногда приходит в город, чтобы обменять в магазине лосиное мясо на молоко и научить своего сына стрелять из самодельного лука.
Чак Паланик.
«Призраки»
«Призраки» – не совсем роман, скорее нечто похожее на сборник рассказов. Есть сквозная линия – некий «кукловод» рассылает приглашения семнадцати творческим людям (тем, кто мечтает создать шедевральный текст – рассказ, роман или сценарий). Все они должны дать согласие на то, чтобы три месяца прожить в полной изоляции в неизвестном месте. Никакой связи с внешним миром или возможности выйти за пределы здания. Нарушивший правила будет лишен возможности не только написать свое главное произведение, но и выиграть крупную сумму денег. Охваченные жаждой славы наивные герои соглашаются. Но Паланик не был бы Палаником, если бы позволил своим героям мирно писать тексты в уютных комнатах с видом на сад. Нет, он подвергает их изощреннейшим испытаниям (некоторые можно назвать и пытками), проверяет на прочность их психическую устойчивость, этические установки и физические возможности организма.
Для каждого героя в этом диком театре есть своя комната страха. А для читателя, кроме основной линии повествования, есть семнадцать рассказов. Те самые истории, которые написали герои. Псевдонимы участников странной игры напрямую связаны с текстами их рассказов. Леди Бомж попробует доказать, что бедность – новая разновидность аристократии, граф Клеветник научит предавать друзей, герцог Вандальский подарит пособие: «Вандализм как проявление искусства», повар Убийца расхвалит свои любимые ножи.
Паланик подходит только для тех читателей, которые уже знакомы с текстами серии «Контркультура» и которых не так легко шокировать физиологическими подробностями. Да, он намеренно рассказывает максимально жесткие, отвратительные, пугающие истории, но, если вы пороетесь в реальных случаях из криминалистической и психиатрической практики, вы поймете, что автор не так уж и много выдумывает.
Предупреждаем, что эта книга строго для совершеннолетних! Паланик – автор жесткий, физиологичный и шокирующий. За это и любим сотнями тысяч читателей.
Тур Хейердал.
«Кон-Тики»
Шесть человек по собственному желанию оказались на хлипком плоту посреди океана. С родными связи нет, запасы еды и воды ограничены, удастся ли в ближайшее время достичь земли – неизвестно.
Автор романа – знаменитый норвежский этнограф, написал непридуманную историю. В середине двадцатого века он смастерил плот из девяти бревен, взял с собой пять друзей, одного попугая и отправился в опасный путь. Экспедиция должна была пройти под простым прямым парусом от берегов Южной Америки до Полинезии и доказать тем самым, что древние жители Перу могли пересекать Тихий океан, и именно они заселили острова Океании.
Забегая вперед, скажем, что экспедиция оказалась успешной, но это вы, наверное, и так знаете. Тур Хейердал создал фильм «Кон-Тики» об этом путешествии, в 1951 году он был удостоен кинопремии «Оскар». И, конечно, этнограф оставил сборник заметок и впечатлений об экспедиции, которая признана одним из самых ярких и незабываемых научных предприятий XX века. Эта книга переведена на семьдесят языков, издана общим тиражом более 50 миллионов экземпляров.
Чем же томик «Кон-Тики» может быть полезен сегодняшним карантинным «робинзонам»? Во-первых, эта книга захватывает и отвлекает от хмурых мыслей. Во-вторых, она раскрасит вашу квартирную статичную действительность яркими красками большого морского приключения. В-третьих, поможет понять, что в мире есть стихии, неподвластные нашему контролю, и надо просто глубоко дышать, помнить о своих целях и делать то, что требуется от нас в данный момент. И, наконец, Тур Хейердал даст пару очень ценных советов о том, как не сойти с ума в ограниченном пространстве и не возненавидеть тех, кто оказался в этом пространстве вместе с тобой.