Не только музы. Мир абстракций, жизнь Фриды и королева детектива | «Красный Север»
0°C

обновлено: 16:56, 13 августа 2022

Культура

Не только музы. Мир абстракций, жизнь Фриды и королева детектива

Не все праздники одинаково безоблачны. Но наша жизнь не продлевается на каждый трудный день, она идёт своим чередом, поэтому важно находить время и возможности для общения с близкими в любой ситуации. И дарить любимым людям тёплые объятия, интересную беседу и вдохновляющие книги. Сегодняшний наш обзор посвящён произведениям о женщинах, которые сумели однажды преодолеть трудности, а порой и обмануть судьбу, и могут стать примером для других.


Мэри Габриель. «Женщины девятой улицы»

«Пока есть искусство, остаётся и надежда»

Мэри Габриель – журналист и писатель, около двадцати лет проработавшая в Reuters и получившая Пулитцеровскую премию за книгу «Любовь и капитал», провела серьёзное культурологическое и социологическое исследование о художницах, начинавших работать в двадцатые годы XX века. Результатом исследования стал трёхтомник «Женщины девятой улицы» – цикл, в котором речь идёт о пяти художницах Нью-Йорка, работавших в стиле абстрактного экспрессионизма.

Ли Краснер, Элен де Кунинг, Грейс Хартиган, Джоан Митчелл и Хелен Франкенталер. Эти женщины не только сами пробились в мир художественного искусства в качестве творцов, а не моделей и муз, как было многие века до того, но и проложили путь для своих последовательниц. Габриель освещает эволюцию движения абстракционизма с конца 1920-х до начала 1960-х годов. Запреты, кризисы тридцатых годов, появление джаза, Вторая мировая война, когда европейская интеллигенция покидала свои страны, чтобы найти дом в Нью-Йорке, всё это влияло на работу художников.

С первого по третий том автор последовательно показывает не только жизнь пяти женщин, но и художественной среды вообще. От появления нового стиля где-то на задворках живописи до заоблачных цен на картины художников, в этом стиле пишущих. Ли Краснер, например, предстаёт в книгах уверенной, независимой представительницей женщин-творцов, но при этом автор не считает нужным замалчивать тот факт, что Краснер была женой Джексона Поллока, восхищалась его работами и после смерти супруга сделала всё возможное, чтобы его картины высоко ценились (в том числе материально).

Первый том «Женщин девятой улицы» посвящён зарождению абстрактного экспрессионизма и социальным потрясениям, на фоне которых он зарождался. Положение женщин в те годы было незавидным и шатким, система требовала от них то полного погружения в жизнь страны (замена ушедших на фронт мужчин на производствах, ответственность за экономическое благополучие семьи и государства), то безропотного возвращения домой в качестве «хранительниц очага». А тех женщин, которые хотели самостоятельно принимать решения, лечили в психиатрических клиниках, арестовывали и подвергали общественному порицанию. «… новый социальный феномен – эмансипе – описывали не иначе как женщину, которая "курит, носит короткие юбки, танцует неприличные танцы, слушает джаз, увлекается психоанализом, пользуется средствами контрацепции и склонна к большевизму"». В таких условиях оставаться художницей, да ещё и творить в новом, пока никому не понятном стиле было крайне сложно. Но «Женщины девятой улицы» смогли.

Книга подойдёт всем, кто интересуется историей художественного искусства XX века и биографиями талантливых смелых женщин.

2019 год

432 страницы

Каролин Бернард. «Все цвета любви»

Каролин Бернард – современная немецкая писательница, она работает в разных жанрах под несколькими псевдонимами. Изучала лингвистику и политологию в Гамбурге и Париже, много лет после получения степени магистра работала в редакции одного из гамбургских издательств. Помимо основной работы, активно трудится в международной ассоциации, занимающейся улучшением жизни девочек и женщин в мире. Часто именно женщины становятся главными героинями книг Бернард, её роман «Все цвета любви» вышел в серии «Аркадия: жизнь как роман». В этой серии публикуются беллетризованные биографии более или менее известных людей, здесь можно найти романы об Эдит Пиаф, Коко Шанель или, например, Берил Мархам – первой женщине-лётчице, перелетевшей через Атлантику.

«Все цвета любви» (на других языках книга имеет разнообразные названия, от «Страсти Фриды» до «Цвета жизни») – это небольшой роман о жизни, творчестве и любви мексиканской художницы Фриды Кало. Пожалуй, даже не интересующийся искусством человек, знает хотя бы две-три картины Фриды, в них есть привычные для Латинской Америки яркие краски и магический реализм, но есть что-то очень личное, что держит многочисленные образы вместе, не давая им упорхнуть с холста. «Да, в этих картинах я ищу себя. То, что от меня осталось после того проклятого несчастного случая. Я разлетелась на осколки в том автобусе и пытаюсь снова собрать себя заново в картинах. Я ищу связь с жизнью». Связь с жизнью юная Фрида потеряла в чудовищной аварии, которая не убила её буквально, но покалечила настолько, что любой другой легко бы сдался. А Фрида решила продолжать дышать. И именно после той аварии она начала писать картины, а в скором времени влюбилась в Диего Риверу, известного в Мексике художника.

Хоть Кало жила в ХХ веке, кажется, совсем недавно (автокатастрофа случилась в 1925 году), достоверных фактов о её жизни сохранилось мало. Немного воспоминаний современников, обрывки ее собственных дневников. Поэтому почти любая биография этой сильной женщины и самобытной художницы будет беллетризованной. Каролин Бернард сама напоминает об этом читателям и даже указывает те места книги, в которых она позволила себе чуть больше художественных допущений, чем стоило бы.

Книга будет интересна тем, кто любит яркие латинские истории о судьбе и преодолении её трудностей, а также тем, кто интересуется Фридой Кало как персоной.

2022 год

352 страницы

Агата Кристи. «Автобиография»

Уж эта великая женщина точно не нуждается в представлении. Королева детектива, известная авантюристка, чьи книги не раз спасали всякого читателя и от скуки, и от печали. О том, что произведения Агаты Кристи не перестают быть актуальными, свидетельствуют всё новые и новые экранизации ее детективов. Действительно, об успехах сыщиков, придуманных Агатой, знают практически все, а вот о невероятной жизни самой писательницы – немногие. Если вы ни разу не интересовались биографией Кристи, время пришло. И лучше всего узнать подробности, что называется, из первых рук.

Агата Кристи начинает рассказ с первых воспоминаний детства и придерживается в нем последовательности и линейности повествования. Ее глазами читатель видит викторианскую Англию на рубеже веков и её нравы. Знаете ли вы, например, как полагалось одеваться леди и джентльменам на пляж? А о том, что долгое время пляжи вообще были разделены на мужской и женский, а после их объединения в купальный костюм девушек входили колготки, чтобы не появляться с голыми ногами?

Агату Кристи все эти условности раздражали с детства. Поэтому никто и не удивляется, что она стала чуть ли не первой английской леди, освоившей сёрфинг. Королева детектива водила автомобиль, летала на буквально вчера изобретенном аэроплане и без раздумий отправилась в кругосветное путешествие, бывала она и в Советском Союзе. Кристи рассказывает, как она служила сестрой милосердия во время Первой мировой войны и как работала с экзотическими ядами в качестве фармацевта в аптеке. Ей приходилось бывать и на археологических раскопках в Египте, и на руинах собственного брака. Жизнь Агаты Кристи была яркой, часто опасной и не всегда простой, и рассказала она о ней лучше, чем это сделал бы кто-либо другой.

Книга может заинтересовать поклонников детективов и тех, кто интересуется творчеством Агаты Кристи и историей викторианской Англии.

2019 год (переиздание)

880 страниц


0

0

0

0

0

0



обновлено: 16:56, 13 августа 2022

Темы