Культура
Ностальгию по детству… в студию!
Из двухэтажной «деревяшки» по улице Газовиков в Новом Уренгое я переехала без малого двадцать лет назад. Но до сих пор, если мне снится мой дом – то только тот самый, «бамовский», фенольный, аварийный… родной. Здание давно снесли, и фотографий почти не осталось – неказистые временные домики архитектурной ценности не представляли, казалось излишним их запечатлевать. Сейчас понимаю – зря.
А вот новоуренгойский художник Василий Кузюк как будто заранее знал, что пройдут десятилетия, и «деревяшки», тем более вагон-городки, канут в Лету. И накроет горожан тягучая ностальгия – не то, чтобы по тем неблагоустроенным стенам, но по детству и молодости, которые в них безвозвратно пролетели.
Сразу по приезде в будущую газовую столицу в 1982 году выпускник ужгородского художественного училища увлекся набросками городских пейзажей. Сегодня серия его картин «Уренгой уходящий» имеет ценность не столько художественную, сколько именно историческую. Вот «Дом на улице Магистральной», серо-голубой, с облезшей краской и ржавыми трубами, огораживающими подобие газона с метровой высоты деревцами. Я жила в точно таком же – и пол-Уренгоя может сказать то же самое…
А вот «Весенние забавы» – дети катаются по огромной глубокой луже на пенопластовых плотах. Наверное, это развлечение знакомо всем.
«Улица Созидателей, где ныне находится мусульманская мечеть» – подписано под акварелью 1984 года. В этом вагон-городке жила моя подружка, и по той самой дорожке, что на первом плане, ее старший брат катал нас на их отцовском грузовике. Работы художника позволяют, будто на машине времени, перенестись в газовую столицу 1980 – 90-х, вспомнить забытые, как оказалось, детали детства, поностальгировать о прошлом.
Помимо северной тематики, автора вдохновляют и другие пейзажи: на его акварелях – «Алтай. Белокуриха», «Туапсе. Море». Есть и масляный этюд «Карпаты», и картина «В деревне» – судя по домикам, явно не ямальской. Стили, в которых пробует себя художник, разные: от импрессионизма до кубизма. «Тему экспозиции возможно выразить только символическим образом, в натуралистичном виде она до конца не раскрывается», – говорит автор.
Внимание одного из гостей выставки, мастера резьбы по дереву и кости Виктора Селиверстова, привлекла интерьерная работа его коллеги – декоративная ваза «Последние листья», вырезанная из дерева.
– Делать такую вещь вручную очень сложно, – отмечает он. – Интересное решение в оформлении композиции – то, что отверстия в орнаменте не просверлены, а именно прожжены. Мастер проявил свой стиль, и его видение сделало скульптуру очень гармоничной.
– Эта ваза изготовлена из «отходов производства», – улыбается в ответ профессиональный столяр Василий Кузюк. – Прожженные огнем участки – природные, просто я скомбинировал разные кусочки и поместил в одну ленту. Кстати, в этой вазе нет ни одного прямого угла – все косые и разного наклона.
На вопрос, какая работа нравится ему самому больше всех, Василий Михайлович указывает на холст с «Поминальной молитвой».
– Я написал ее в память о моем поколении, которое построило этот город. Здесь представлен один из вариантов эскиза, в будущем я хочу сделать большую картину. На фоне Владимирской Божией Матери будет стилизованный пейзаж: вагончики, балки, «бамовские» дома и рассыпанные ягоды голубики, как символ уходящих жизней… Еще одна символическая работа – «Молитва». Здесь мы видим только вздернутые к небу руки. О высшем, духовном человек вспомнил лишь после распада СССР, когда материальный мир уже поглотил его.
За тридцать с лишним лет на Севере Василий Кузюк написал не один десяток картин, которые выставлялись, в том числе в новоуренгойском городском музее ИЗО, но персональная выставка художника – ее назвали «Юности белые ночи» – была организована здесь впервые. Для нее автор отобрал примерно полсотни работ. Посмотреть творения местного живописца (сам он считает себя больше дизайнером, так как оформил немало интерьеров для городских зданий) можно до 12 марта текущего года. Новоуренгойцы, приходите ностальгировать!