обновлено: 13:34, 21 сентября 2023
Культура
«О, Митенька пополз». Как в Салехарде возродили древнего гиганта
Переправа между Салехардом и Лабытнанги почти 15 лет под охраной огромного мамонта. Помните, почему его назвали Митей?
Почти 10-метровая скульптура появилась на обрывистом холме у Оби в 2005 году.
Автором эскиза называют Наталью Талигину из Салехарда. Как всё было, «Красный Север» расспросил известного резчика по дереву и кости в художественных мастерских Окружного Дома ремесел. Наталья Сергеевна увлеченно работала: наносила последние штрихи на деревянной фигурке еще одного благородного животного – дикого лося.
– В 2003-м в Салехарде проходила выставка ямальских художников «Арт-Ямал», – вспоминает она. – Я выставляла несколько объемных скульптур, вырезанных из дерева. Среди них была небольшая композиция с мамонтом высотой не больше 20 сантиметров под названием «Гигант древнего Урала». Гость из Перми, скульптор Алексей Тютнев, обратил внимание на мою работу. Сказал, что если я не против, то скульптура может стать прототипом памятника, который планируется установить в окружном центре. Почему нет? Я согласилась.
Мамонтенка Талигиной сфотографировали со всех сторон – и созидательная эстафета перешла к скульпторам. В завершенном образе и сейчас «видится» маленький «Гигант», в целом же, сообщил Алексей Тютнев, образ получился собирательным.
Почти 300-тонную глыбу три месяца «оформляла» бригада специалистов из Перми, Ижевска и Нижнего Тагила под руководством Алексея Тютнева. Вначале разровняли вершину сопки, забили сваи. Чтобы памятник простоял как можно дольше, каркас собрали из низкоуглеродистой стали и впоследствии покрыли 40-сантиметровым слоем специального бетона.
– Митя – мое любимое детище, – говорит Алексей Тютнев, председатель Совета Фонда скульпторов России «Единение» и, кстати, отец-основатель фестиваля ледовых скульптур «Полярная рапсодия» в Салехарде. – Мамонт в первую очередь ассоциируется с суровым и древним Ямалом. В начале двухтысячных мы с коллегами вынашивали идею сделать скульптуру этого доисторического исполина.
Будучи в Салехарде, обратились к тогдашнему главе города Александру Спирину. Он сразу ее поддержал, но поставил условие: скульптура с нас, а вот место установки предложат сами. Сели в машину и долго колесили по окрестностям столицы, пока не остановились у сопки в районе паромной переправы. Александр Михайлович вышел из авто и сказал: «Здесь».
Главную часть – голову с хоботом и бивнями, от которой зависело «настроение» новой достопримечательности, делал скульптор Дмитрий Постников из Ижевска. И вышло так, что мастер «подарил» гиганту не только доброе выражение морды, но и имя.
– Это не моя идея, само так получилось, – заскромничал мастер, которого «Красный Север» разыскал в столице Удмуртии. – Прорабом на стройке был Леонид Стяжкин. Когда я осторожно передвигался по фейсу мамонта, Лёня постоянно приговаривал: «О, Митенька пополз». Так и повелось.