0°C
Салехард

Культура

От звука к букве. Подпольная столица, опасные игры и чёрно-белая кожа

К тому, что книги издают в аудиоформате, читатели постепенно привыкли. Кто-то даже ждёт, когда озвучат его любимое классическое произведение или актуальное научно-популярное издание. А вот вариант, когда текст сначала появляется исключительно в виде звуков, а уже потом выходит на бумаге, пока ещё нов для российского книжного рынка. В сегодняшнем обзоре – три литературных произведения, которые родились как аудиосериалы.


Иван Филиппов. «Тень»

Иван Филиппов, ведущий популярного канала «Запасаемся попкорном» и соведущий подкаста «В предыдущих сериях», уже радовал нас книгой. Правда, тогда речь шла о нон-фикшен про сериалы, области, в которой Иван чувствует себя как рыба в воде. Теперь же он решил попробовать себя в роли настоящего писателя и придумал захватывающую историю, в которой есть и детективный компонент, и фантастический, и даже история России разных периодов. Но обо всём по порядку.

Главный герой «Тени» – обычный следователь средних лет Стёпа Корнеев. Он звёзд с неба не хватает, особого рвения к труду не демонстрирует: кого начальник «назначит» виноватым, того Стёпа под статью и подведёт, а велят «замять» дело, так и это легко. Но однажды при очень странных обстоятельствах гибнет девушка Соня – как будто случайность, но Стёпа чувствует, что это жестокое убийство. И, чуть ли не впервые за карьеру, решает расследовать дело с особой тщательностью. Корнеева предупреждают, мол, не суйся сюда, но тот игнорирует угрозы. За что получает пулю в грудь. Если вы думаете, что я вам проспойлерила книгу, не беспокойтесь, это только завязка.

Интересное начинается только после смерти следователя. Он умирает, но не перестаёт быть. Степан попадает в мистическое пространство под Москвой, где обитают души всех бывших жителей столицы, тела которых не были упокоены в соответствии с обрядом. Убитые, сгоревшие в пожарах, замурованные в стены, почившие в канавах и так далее.

Причём «копятся» эти души с тех самых пор, когда Москва ещё и городом не была, и имени такого не имела. Но люди на этих территориях уже жили. В общем, Степан оказывается в Подмосковии. Один из его «проводников» так объясняет природу этого феномена: «С момента, когда первый человек вырыл свою примитивную землянку на берегу реки и решил, что место это ему нравится и уходить отсюда он больше не собирается, вокруг него начинает расти город. Город не как привычное нам название населенного пункта, а город как явление метафизическое. Город – это не здания, город – это люди. А люди живут вместе, и каждый день они испытывают острые эмоции: любовь, жалость, ненависть, отчаяние, счастье. Эти эмоции никуда не деваются, из них строится мир городского подсознания. Здесь живет история города, его страхи и его воспоминания. Они копятся тут веками…»

Действительно, Степан кого только ни встречает в этом Подмосковии: от разбойника с большой дороги до особ царских кровей, души времён феодальной раздробленности и советского периода – московский калейдоскоп. Это удивляет Корнеева. Но ещё больше он удивляется, когда узнаёт, что появился здесь не просто так. Дело в том, что есть некие силы, грозящие уничтожением и Москве, и её подземному миру. И именно Степан должен будет спасти оба города от разрушения.

Текст «Тени» временами кажется сырым, похожим на синопсис сериала, но сюжет захватывает и увлекает.

2021 год

352 страницы

Озон – 400 рублей, аудиосериал – по подписке.

Валентина Назарова. «Обряд»

И снова книга от популярного подкастера. Несколько лет Валентина Назарова с братом Тимофеем выпускают проект «У холмов есть подкаст». Как говорят сами авторы и ведущие, «первый комедийный трукрайм».

Назаровых интересуют реальные преступления, подробности их расследования и – особо – путь, на котором человек из ребёнка вырастает в маньяка и убийцу. Последняя тема часто появляется и в книгах Валентины. Пишет автор на русском языке, хотя уже несколько лет живёт с супругом на Кипре, и в некоторых интервью её представляют как кипрско-русскую писательницу. Предыдущие книги Вали Назаровой становились первыми в категории «выбор читателей» на нескольких литературных порталах, а также были номинированы на премию «Национальный бестселлер». «Обряд» особых наград не снискал, но читательского внимания, по-моему, заслуживает.

Итак. Карелия, леса вокруг гибнущей деревни. Девушка Стюха, готка из неблагополучной семьи, однажды находит в этих лесах старый алтарный камень. Приходит к нему время от времени послушать тяжёлую музыку и поразмышлять о тёмных силах. Рано или поздно от мыслей надо переходить к делу, и Стюха в компании товарищей совершают у алтарного камня ритуал вызова Сатаны. Ну, побаловались и разошлись, никто к ребятам так и не вышел, со временем Стюха перестала вспоминать эту историю. А через шесть лет она уже живёт в Санкт-Петербурге, встречается с приятным златокудрым парнем, учится уму-разуму и зовётся исключительно Настей. Только вот девушку стали беспокоить провалы в памяти и тревога. А тут ещё на пороге появляется странный человек то ли в пальто, то ли в шинели. Парню из прошлого девушка не рада, к тому же он требует, чтобы она поехала с ним в карельский лес, на то самое место, где однажды был совершён обряд. Оказалось, что все участники той истории гибнут при странных обстоятельствах. Станет ли Настя следующей или это просто трагические совпадения? Вызвали ли подростки шесть лет назад Сатану? Или зла в этом мире хватает и без потусторонних вмешательств?

«Обряд» замешан на мистике, но, по сути, это детектив с элементами семейной драмы. Автор предлагает нам следить за судьбами двух основных героев, а финал оставляет читателю возможность самому решить, что же это было – мистика или помутнение рассудка?

2020 год

384 страницы

Озон – 280 рублей, аудиоверсия – по подписке

Евгения Некрасова. «Кожа»

Евгения Некрасова – лауреат литературной премии «Лицей», финалистка «Нацбеста», пожалуй, одна из немногих современных русских писательниц с ярким узнаваемым стилем. В её текстах всегда присутствует фольклор, а ритм и повторяющиеся элементы напоминают заговор, который очень быстро погружает читателя в состояние, близкое к трансу. Если, конечно, читатель готов отдаться во власть книги. Из-за этих особенностей – ритмичность и обращение к фольклору – лучше выбрать «Кожу» в аудиоформате, волшебства ему добавляет звукоряд от дуэта «Аигел».

Немного магического реализма есть во всех текстах Евгении Некрасовой, а «Кожа» без него и вовсе рассыпалась бы, потому что начинается эта история с невероятного художественного допущения.

Хоуп – чернокожая рабыня на американских сахарных плантациях. Она пишет стихи и каким-то чудом в связи с этим оказывается в России, где встречает Домну. Домна – крепостная крестьянка. Что общего у этих женщин, кроме отсутствия свободы? Глубокие шрамы на спинах от многочисленных хозяйских побоев. Хоуп и Домна следуют «подсказке» шрамов и решают, что могут обменяться кожей. Так они и делают, после чего возвращаются к своим привычным жизням. Или уже не своим?

Обмен кожей – не последнее волшебство, которое встретится читателю в романе. Будут здесь и говорящие медведи, и славянская богиня Мокошь, и Бу-хаг – существо из афроамериканского фольклора. По секрету скажем, что в тексте даже кракен отметился.

Однако самым великим и ужасным персонажем, как водится, остаётся человек.

«Кожа» – это история об обретении свободы и борьбе за идентичность. Предупреждая обвинения в том, что современная российская девушка не имеет права писать ни о крепостных, ни уж тем более о чернокожих рабах, Евгения Некрасова говорит, что право писать о русских крепостных крестьянах есть у нее в силу происхождения. Что до права писать о чернокожих рабах Америки – его дает общность рабского опыта.

Конечно, не стоит относиться к «Коже» как к историческому документу, но всё же этот текст гораздо больше, чем просто способ провести досуг.

2021 год

352 страницы

Bookmate.store – 340 рублей, аудиосериал – по подписке


0

0

0

0

0

0



Темы