Культура
Петь телами
25 февраля на сцене салехардского Центра национальных культур состоялся показ отчетной работы «Делаем то, что любим! Любим то, что делаем!» детского театра «Nota Bene». «КС» побывал на уроке-концерте и понял, как танцем сказать больше, чем словами, и почему импровизация – дело уверенных и талантливых.
«ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ» И РЕЧИТАТИВ
Девочки в черных купальниках и мальчики в эластичных костюмах выбегают на сцену и начинают гнуться, как проволока, и порхать. Кажется, они пластилиновые – такие гибкие, лепи из них, что хочешь. В полутемноте зала после первых минут концерта заботливые папы и дедушки встают с камерами в проходе и запечатлевают на память каждое движение танцоров.
Пока мужская часть «пишет нетленку», актеры прошивают урок-концерт красной нитью – как экспромтом, так и заготовками. Кроссовая комбинация. Джазовая. Умение ориентироваться в пространстве. Партнёринг.
А в это время за кулисами стоит руководитель театра, балетмейстер Елена Баукина с микрофоном и диктует в зал:
– Упражнение подготовительной группы – четыре фигуры. Танцорам нужно было их запомнить и в них поработать. Перва-а-а-я… – растянуто, как и на репетиции, – говорит Елена, – втора-а-а-я. Кстати, фигуры они сочиняли сами. Треть-я-я. Четвертая. Теперь без паузы.
Дети изгибаются, прыгают по сцене и танцуют. Хотя это трудно назвать танцами, больше – «фигурное катание», движенческий речитатив, театральная постановка, песня. Елена, будто читая мои мысли, говорит:
– А сейчас наша подготовительная группа продемонстрирует, как умеет петь телом.
Руководитель театра придумала всё так, чтобы и близкие выступающих (а большинство зала было наполнено родителями и родственниками) участвовали в создании композиций. Она просит взрослых повторить движения за детьми. Зрители охотно поднимаются с уютных кресел и исполняют то, что нужно. На раз, два, три, четыре.
Этот урок-концерт, по словам Елены (по крайней мере, первая его часть), был направлен на то, чтобы все посмотрели, как дети справляются с учебным материалом, а вторая часть – как они неплохо умеют импровизировать.
– Всё, что вы видите, рождается здесь и сейчас, – подытоживает балетмейстер.
«ЭТО НЕ ПРОСТО ПОДНИМИТЕ РУКИ»
– Как удается достичь такой пластики у детей и подростков? – спрашиваю чуть охрипшую Елену. Она стоит с букетами цветов в помещении за сценой, успевает собрать оставленные ребятами кофты, отправляет подопечных в другой зал, где будет чаепитие.
– Это каждодневная работа, – говорит Елена. – Последние дни мы трудились по 12 часов.
– К вам же приходят те, кто не умеет танцевать? – уточняю.
– Конечно. Никто не приходит готовый, – Елена садится в кресло и продолжает увлеченно рассказывать. – На одного танцора уходит разное количество времени, всё зависит от способностей. Это не значит, что кто-то хуже, а кто-то лучше: у некоторых развита двигательная память, у других – внимание. Это не просто поднимите руки и сделайте вот так. Мы изучаем и анатомию, и физику. Чтобы ребенок танцевал хорошо, он должен идеально владеть телом, пространством, слышать музыку. Когда он начинает владеть тремя составляющими, плюс еще и вкладывать артистизм, получается шедевр. А для достижения точного жеста я прошу их проговаривать то, что они делают, сочинять диалог или монолог.
– Кто придумывает номера?
– В основном номера собираются из импровизационного материала, – продолжает Елена. – Я, конечно, задаю направления и корректирую, но творческий процесс у нас совместный. И на репетиции, и на сцене создаются такие произведения!..
А потом Елена рассказывает не только про экспромты, но и про список необходимых умений: нужно ловить синхрон, понимать, кто задает движение, нужно вовремя подключиться, гармонично войти или выйти.
– Это самое важное в танце? – интересуюсь.
– Самое важное в хореографии – трудолюбие.
– То есть даже не внешние данные?
– Балетная хореография требует определенного строения тела, у нас же внешние данные, по большому счету, не имеют значения.
После завершения концерта проходит 10–15 минут. Выступившие уже пьют чай, а сотрудник центра Витя тем временем прибирает зал и ласково ворчит:
– Даже в три ночи иногда приходилось убирать аппаратуру.
На что Баукина улыбается:
– Но ты же любишь моих детей. Ты же видел, какие они талантливые? Видел?
Витя улыбается в ответ. С этим трудно поспорить.