0°C
Салехард

Культура

Прекрасное далёко. Тринадцать вариантов, будущее зло и виртуальное бессмертие

Часто ли вы думаете о том, что мы с вами живём в будущем? Человек воплотил в жизнь почти все идеи писателей-фантастов прошлого века, которые казались безумными и нереальными. Интернет и мобильный телефон, самолёты и космические корабли, вакцины и пересадка органов – всё это когда-то было лишь художественным допущением. Сегодняшним авторам сложнее писать о будущем, нынешний уровень технического развития позволяет поверить в самые фантастические сюжеты. Но писатели не сдаются. Сегодняшний обзор посвящён книгам о будущем.


Группа авторов «Время вышло. Современная русская антиутопия»

Если вы не любите антиутопии, пусть вас не смущает, что этот жанр указан в названии. На самом деле, едва ли к нему можно отнести больше двух рассказов этого сборника.

Тринадцать современных писателей разной степени популярности по предложению редакции поразмышляли над тем, каким может быть будущее человечества. Результатом этих размышлений и стал сборник «Время вышло». Это чёртова дюжина историй о довольно безрадостных днях грядущих. Кто-то нафантазировал на пять страничек, кто-то развернулся на объём повести.

Расскажем о самых интересных.

Лауреат литературных премий «Нацбест» и «Ясная Поляна», финалист «Большой книги» и один из самых известных из ныне пишущих на русском языке фантастов Андрей Рубанов придумал историю о валюте будущего. В рассказе «Аз Иванов. Выход в деньги» автор знакомит читателя с денежными знаками, которые вовсе и не знаки, а думающая сущность. Изобретатель их, Аз Иванов, научную статью о котором мы читаем, решил наделить платёжную систему разумом и характером своей любимой женщины. А это означает одно: люди будущего не всегда владеют деньгами, но и деньги в прямом смысле имеют над людьми власть.

Например, могут отказаться покупать очередную порцию выпивки в баре, если человек уже явно злоупотребляет. А ещё эти деньги нельзя украсть или накопить. В новогоднюю ночь все наличные и безналичные аннулируются, и с первого января надо зарабатывать снова.

В рассказе Германа Садулаева под строгим запретом оказалось творчество одного из писателей. Потому что особоодарённые интерпретаторы смогли во вполне обыденном соцреализме усмотреть призывы к тотальному уничтожению человечества.

В «Планете жирных котов» Александра Пелевина законодательно запрещено быть «похожим на Стравинского», зато велено носить нелепые смешные шапочки и увлекаться бардовской песней. Алиса Ганиева в «Министерстве благополучия» рассказала о мире, в котором демонстрация счастья и успеха в социальных сетях стала обязательной для всех граждан и тех, кто не успел к обеду выложить фото утреннего кофе с пенкой или не запостил к вечеру пару своих карточек из спортзала, выдворяют из города без права на возвращения.

В общем, «Время вышло» и пугает, и настораживает, и веселит. Чего-то радикально нового о потенциальном будущем писатели, кажется, не сказали, но почву для читательских размышлений подготовили.

2021 год

280 страниц

Озон – 590 рублей, ЛитРес – 240 рублей

Ю Несбё. «Крысиный остров»

Очередной сборник малой прозы от короля северного нуара тоже посвящён будущему, далёкому и не очень. Несбё, которого читатели знают по мрачным детективам на грани триллера, пробует себя в новом жанре – фантастике.

Фото: Википедия (Bamble kommune - Di Derre (14), CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=58569734)
Фото: Википедия (Bamble kommune - Di Derre (14), CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=58569734)

Конечно, вымышленный мир здесь только фон, основой остаются преступления, которые человек совершает под властью чувств и эмоций.

Действие рассказа, по которому назван сборник, разворачивается после пандемии, изменившей жизнь всего человечества. Многие погибли, привычные институты либо перестали существовать, либо не выполняют больше своих функций. Полиция и суд погрязли в коррупции. Люди теперь рискуют погибнуть не только от смертельного вируса, но и от действий расплодившихся банд. Самые страшные группировки состоят не из бедных и голодающих ребят, которые грабят, чтобы выжить, а из сынков олигархов, нападающих на дома мирных граждан, чтобы насиловать и убивать. С истории такого нападения и начинается «Крысиный остров».

А заканчивается рассказ возмездием, которое кажется вполне справедливым, но при этом умножающим зло.

Если пытаться вывести общую идею фантастического сборника Ю Несбё, можно воспользоваться цитатой из его же рассказа: «Одно известно наверняка: со временем случится всё без исключения». Норвежец рассказывает о мире, в котором люди преодолели законы физики и научились путешествовать по параллельным мирам, взломали биологию и таки изобрели лекарство от смерти, поняли, как справляться с вирусами, как освобождать мозг от травмирующих воспоминаний, но при всех этих достижениях остались всего лишь людьми.

Поэтому в «Цикадах» два закадычных друга раз за разом убивают или предают друг друга, потому что не могут справиться с тем, что влюблены в одну девушку. А в «Сыворотке» отец с сыном настолько глубоко зарылись во взаимных обидах, что каждому из них проще убить родного человека, чем попытаться понять его.

И гениальный учёный из рассказа «Макулятор», который долгое время кажется образцом нравственности, всё же оступается и совершает много смертных грехов, когда дело касается его любимой супруги.

Несбё, как и в популярном цикле о гениальном Харри Холе, в очередной раз напоминает читателю о том, что источник добра и зла находится в сердцах людей, и какой бы век ни шёл, важно оставаться человеком.

2021 год

416 страниц

Буквоед – 530 рублей, ЛитРес –240 рублей

Татьяна Замировская. «Смерти.Net»

А это единственный роман в нашем сегодняшнем обзоре, хотя его автора читатель знает как раз по нескольким сборникам рассказов. Татьяна Замировская, журналистка и писательница из Белоруссии, уже несколько лет живёт в США. И когда читаешь её текст, мелькает мысль, что это западный автор, хоть и угадываешь родные словечки, рутину героев, знакомый быт. Но свобода фантазии и её воплощения уже ничем не ограничена. «Смерти.net» в числе лучших романов 2021 года назвали сразу нескольких российских литературных критиков. Даже если вам он не покажется книгой года, то точно удивит и заинтригует.

Фото: Facebook (страница автора)
Фото: Facebook (страница автора)

Дело происходит в будущем, когда люди научились делать цифровые копии своего сознания. А потом научились их сохранять в некоем облаке. Общим правилом стало раз в несколько месяцев обновлять свою цифровую копию («дубликат»), чтобы она не теряла актуальности и была «идентичная натуральному» человеку. На случай если этот человек случайно (или предсказуемо) умрёт. Когда оригинал провожают в последний путь, его дубликат продолжает «жить» за него в виртуальном пространстве. Он может общаться с живыми родственниками усопшего, помогая им пережить утрату. Но не всё так просто, конечно. Однажды дубликаты устали от однообразного общения с ограниченным числом людей и объединились в «интернет для мёртвых». То есть научились общаться между собой, ходить друг другу в гости в виртуальные дома и квартиры, заводить романы и даже работать (представьте, кто-то хочет этого и после смерти). А потом дубликаты и вовсе осмелели и «взломали» мир живых – тут на помощь пришли система «умный дом» и многочисленные электронные помощники человека. В общем, хотели, как лучше, а получилось… Но это фон романа.

На первом же плане - главная героиня, которая внезапно погибает и, не успев осознать случившееся, оказывается в виртуальном посмертье. Ей удаётся установить связь с живыми родственниками. Со всеми, кроме одного. Муж остаётся вне зоны доступа. Родные, с которыми погибшая общается, готовы отвечать на любые вопросы, а про супруга молчат.

В общем, героине предстоит узнать, почему благоверный не выходит на связь, правда ли то, что сама она стала жертвой теракта, и есть ли жизнь после жизни. А ещё стать свидетельницей вторжения одного мира в другой с захватом заложников и решением сложных философских вопросов.

2021 год

576 страниц

Бумажный тираж распродан, ЛитРес – 270 рублей


0

0

0

0

0

0



Темы