Культура
Салехардские иконы «идут на поправку», к осени их «выпишут» домой
Пять вековых икон, найденных в 2014 году в обдорской усадьбе купца Терентьева, неспешно реставрируются в Тобольской иконописной школе. Одна – Господа Вседержителя – уже полностью восстановлена, еще две – на подходе.
– Обновленные иконы должны «отлежаться», – говорит руководитель школы, иерей Виталий Ведерников. – Нужно посмотреть, как ведет себя защитный слой, требует ли он укрепления… Мы – хирурги от церкви. К иконам относимся как к болящим…
Чудес здесь, несмотря на то что в реставрационном зале под сотню старинных икон, не наблюдали. У кого о них не спросишь – пожимают плечами.
– Может, они и случаются, только мы их не замечаем, – говорят выпускницы школы, которым доверили работу с ямальскими святынями.
Своих воспитанниц поддержал руководитель школы – отец Виталий. Он отметил, что здесь иконы лечат.
– Сам факт, что из руин достали «больного» и велика вероятность исцеления, – уже чудо. В нашей практике встречались расслаивающиеся, заплесневелые, изъеденные жуком-точильщиком образы. Были и залитые бронзянкой, порезанные, изрубленные топором… Когда к нам попадает икона в удовлетворительном состоянии – это еще одно обыкновенное чудо.
С салехардскими находками здесь работали в несколько этапов. Все иконы были поражены плесенью, живопись на основе лежала не плотно, где-то висела в воздухе. Одна из икон – парный образ Господа Вседержителя – почти наполовину сгнил. Правую и нижнюю часть деревянной основы пришлось заменить новыми досочками. В противном случае грибковый очаг мог разрастись даже под живописным грунтом.
РУКА РЕСТАВРАТОРА ДОЛЖНА БЫТЬ И НЕЗАМЕТНА, И ВИДНА…
Почти год ушел на укрепление живописного слоя. Вздыбленную домиками краску смягчали мездровым клеем и аккуратно укладывали сантиметр за сантиметром. Все проколы от гвоздей закрыли специальной смесью из опил и клея. Дальше специальным растворителем с икон сняли покровный слой лака. Этот этап называют «раскрытием» цвета, когда убираются потертости, подтеки, а древнее золочение становится ярче. На «раскрытой» иконе реставратор акварельными красками (здесь их ласково называют тонировочками), прорисовывает утраченные элементы.
Да, в реставрации икон используются акварельные краски! Масло тоже допускается, но у акварели преимущество – она меньше меняет цвет. Но и это не главное, ведь материал, техника и технология реставратора должны отличаться от оригинала – такое правило.
– В нашей профессии используются обратимые краски. В случае необходимости тонировочки легко смываются, и мы видим автора таким, какой он есть, – поясняет реставратор Ирина Антипина. – Пройдет лет сто, и наш коллега сможет поправить икону с учетом новым требований и достижений науки.
– Любой ученый, подойдя к образу, должен видеть, где автор, а где реставратор. Поэтому мы делаем тонировочки не мазком, как у иконописца, а заливочкой, или точечкой, или полосочкой… На расстоянии этого не видно, а вблизи легко различимо, – рассказывает отец Виталий.
ПОСПЕШАЮТ НЕ ТОРОПЯСЬ
По договору, который с иконописной школой заключил департамент культуры ЯНАО, реставрационные работы завершатся до конца осени.
– Я благодарен заказчикам за терпение. Приятно говорить с ними на одном языке. Они нас не торопят, при этом постоянно интересуются, приезжают. Ведется фото- и видеолетопись процесса, – комментирует руководитель Тобольской иконописной школы.
– Они хорошо понимают: если начнут подгонять, а технически это возможно, могут быть упущены важные нюансы.
Так было с золочением. Икону можно было бы от и до покрыть свежим слоем благородного металла, но тогда оно затмило бы блеском авторскую живопись. Ирина Антипина состарила новый слой и объединила его с остатками дореволюционной позолоты.
Девушка отмечает, оригинальное покрытие было очень слабым и хрупким, его легко было смыть.
– Обычно, мы сверху напитываем икону клеем, но здесь золото пришлось укреплять снизу. Мы подводили клей шприцами внутрь и потихонечку укладывали, – рассказывает Ирина.
ИКОНЫ СПРЯЧУТ В КИОТЫ
Еще до нового года здесь закончили работу над образом Господа Вседержителя. Отец Виталий говорит, если бы его отдали приходу сразу, случилась бы неприятность. Защитные пленки еще несколько месяцев после реставрации погружаются вглубь, и обнажаются краски…
– Любая бабушка, протирая икону, легко смахнула бы все наши тонировки. Поэтому мы еще два-три месяца наблюдаем, ищем пожухшие участки, заново лакируем, формируем постоянный защитный слой, который будет беречь святой лик от неблагоприятных условий. Но и после этого иконы придется спрятать в киоты, чтобы люди не прикладывались к поверхности, ведь она требует микроклимата и бережного обращения, – пояснил отец Виталий.
Три из пяти икон, сохранность которых изначально была лучше (образ Господа Вседержителя, Божьей Матери и Николая Чудотворца), скорее всего, передадут в Петропавловский храм.
– Такое ощущение, что они должны туда вернуться… Вот храм, вот дом Терентьева, гости приложились к иконе – дальше пошли в острог. Так сложится туристический маршрут в старой части города. Он позволит и прихожанам иконы почтить, и познакомит гостей с историей дореволюционного Обдорска, – размышляет иерей Виталий Ведерников.
Две парные иконы с большими утраченными фрагментами (образ Господа Вседержителя и Божьей Матери) реставрируют по специальной музейной методике. Авторский фрагмент на них укреплен, потерянные не будут прорисовывать в деталях, краски для них подберут на тон светлее. Места, где нет золочения, покроют акварелью в тон. Эти два образа по предварительной договоренности будут переданы на хранение в музей-усадьбу купца Терентьева.
Нюансы
В случае если иконам вновь понадобится помощь, Тобольская иконописная школа готова прислать в Салехард своего специалиста.
– В прошлом году Патриарх учредил службу, которая называется древлехранители. Ее представители служат при особо крупных исторических епархиях и метрополиях. Это специалисты, разбирающиеся в церковном искусстве, понимающие историческую, культурную и научную ценность предметов, – сказал заведующий Тобольской иконописной школы, по совмещению древлехранитель Тобольской метрополии.
В Арктическом регионе древлехранителей пока нет, Салехард доверяет тобольским профессионалам, отметил отец Виталий и добавил, что некоторые жены священников ямальской епархии – выпускницы иконописной школы, и самостоятельно могут определить состояние иконы, законсервировать ее и даже «подлечить».
Кстати
Явившиеся в Салехарде иконы для своего времени (конец 19 – начало 20 века) исключительные, заявляет руководитель Тобольской иконописной школы. В них лучше прорисован лик, более тонкий профессиональный мазок. Разделка одежд обозначена тонкими золотыми ассистами (штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд), что встречается достаточно редко. Чеканный гравированный фон выполнен из настоящего толстого золота, что говорит о том, что иконы заказывал не простой человек, такие работы стоят очень дорого.