0°C
Салехард

Культура

Свои парни. Дагестанский супергерой, из Москвы в детство и белогвардеец в Парагвае

В связи с меняющейся экономической ситуацией в стране и внезапно образовавшимся дефицитом бумаги можно ожидать изменений на книжном рынке. Если раньше вы по какой-то причине игнорировали российских авторов, сейчас самое время обратить на них внимание. В сегодняшнем обзоре мы расскажем о трёх книгах, в 2022 году вошедших в лонг-лист премии «Национальный бестселлер».


Ислам Ханипаев. «Типа я. Дневник суперкрутого воина»

Ислам Ханипаев – молодой писатель и сценарист из Дагестана. По его словам, он много раз посылал рукопись повести «Типа я» в разные издательства, но неизменно получал отказ. Никто не хотел делать ставку на неизвестного паренька. Всё изменилось, когда Ислам решил отправить работу на премию «Лицей», где занял второе место в номинации «Проза».

Сразу несколько членов жюри оценили работу Ханипаева на десять баллов, что помогло молодому автору попасть в лист премии «НоС». Потом его номинировали на литературную премию «Национальный бестселлер».

Но ещё важнее то, что повесть Ислама начали читать, она всё чаще появляется в книжных блогах и литературных обзорах.

«Типа я. Дневник суперкрутого воина» - это самый настоящий дневник и есть. Ведёт его восьмилетний мальчишка Артур из Махачкалы. Ребёнку досталась не самая лёгкая судьба, по крайней мере, в самом начале. Два года назад он стал свидетелем смерти собственной матери, а теперь терпит постоянные нападки от одноклассников. Гнобят Артура из-за того, что он умнее других, а ещё он добрый и растёт без папы – опасное бинго для дагестанских пацанов. В попытках спасти себя от хулиганов, Артур заводит дружбу с воображаемым Крутым Али. Али становится мальчику учителем, он преподаёт ему науку суперкрутого воина. Например, Али говорит, что Воин может употреблять какие угодно слова, даже если не понимает их значения, что Воин не должен любить школу, что у Воина должен быть деревенский акцент, даже если он никогда не жил в деревне, что Воину нельзя плакать (ну, разве что совсем немного и так, чтобы никто не видел). А ещё Али учит Артура, что семья – это главное в жизни, что мусульманин не должен ругаться матом и что надо держаться подальше от спиртного.

Мальчишка внимает наставлениям Крутого Али, при этом не забывает думать и своей головой. Доброе сердце Артура помогает ему найти настоящих друзей и подруг, отыскать отца и родного дядю и, наконец, полюбить приёмную маму и «типа брата».

2022 год

276 страниц

Book24 – 500 рублей, ЛитРес –200 рублей

Тимур Валитов. «Угловая комната»

Тимур Валитов, рожденный в начале девяностых, о поколении этих самых девяностых и пишет. Он начинал как автор короткой прозы, дважды писатель становился финалистом премии «Лицей» и был награждён премией журнала «Знамя». Рассказы Валитова переводили на немецкий и болгарский языки, но в России он так и остается «широко известным в узких кругах», потому что российское читательское сообщество пока ещё не охотно обращается к короткой прозе, а про толстые литературные журналы, в которой эта проза публикуется, и говорить не приходится. Однако «Угловая комната» – это роман, да ещё и попавший в листы нескольких литературных премий, так что есть шанс, что на творчество Валитова наконец обратят внимание не только критики, но и широкая читательская аудитория.

«Угловая комната» начинается с того, что безымянный главный герой узнаёт о смерти отца. Что это значит? Что надо на время вырваться из привычной, как-то устроенной жизни, и окунуться в тяжёлое прошлое, в котором всё было непонятно. Герой романа, филолог, писатель, парень с предсказуемой московской жизнью, в которой есть любимая девушка, друзья и мундиаль в разгаре (на дворе 2018 год), отправляется в провинцию, в собственное прошлое. Он приезжает, чтобы помочь в организации похорон родителя, но не может этим ограничиться. В угловой комнате старенькой квартиры хранится его детство и юность, с которыми герой не планировал встречаться. А теперь он вынужден сталкиваться с матерью, мечтающей о хадже, со сводным братом, которым заткнул уши музыкой Тимоти и Крида, с бабушкой, будто полуживой. А ещё с друзьями детства, которые устроили свои судьбы по-разному, но одинаково безрадостно.

Периодически в текст врываются куски графоманского романа приятеля героя, события которого происходят в Париже, и «Угловая комната» приобретает черты абсурдистского произведения. И вся жизнь в провинции начала нулевых начинает казаться абсурдом. Главный герой приезжает в город детства, чтобы прожить травму потери отца, и оказывается в некоем зазеркалье, безвременье, вырваться из которого практически невозможно.

2021 год

320 страниц

Book24 – 500 рублей, ЛитРес – 240 рублей

Илья Бояшов. «Морос, или путешествие к озеру»

Илья Бояшов – историк по образованию, в качестве героев своих романов выбирает реально существовавших людей. Автор нескольких романов, он становился лауреатом премии «Национальный бестселлер», был финалистом премий «Большая книга» и «Русский Букер». По повести Бояшова «Танкист, или «Белый тигр» Карен Шахназаров снял фильм, ещё одна повесть автора – «Бансу» - готовится к экранизации.

«Морос, или путешествие к озеру» – роман, посвящённый не самым известным страницам истории белогвардейской эмиграции. Речь в книге идёт об экспедиции в центр неизученного района парагвайских джунглей, которую накануне Чакской войны осуществили наши соотечественники во главе с Иваном Беляевым (он стал потом национальным героем Парагвая).

Бывший царский генерал, филолог, этнограф и географ, основатель русской общины в Республике Парагвай и первого индейского театра, покровитель и друг народа гуарани, которого индейцы выбрали вождем «клана тигров», дав ему почетное имя Алебук – Сильная Рука – всё это об Иване Тимофеевиче. В сложное время правительство Парагвая обратилось к нему как к высококлассному военному специалисту с просьбой организовать несколько экспедиций, чтобы исследовать области района Чако-Бореаль. В период с 1925 по 1932 годы Беляев возглавил, в общей сложности, тринадцать таких походов. Роман «Морос, или путешествие к озеру» рассказывает о первой экспедиции Беляева и поисках прохода к таинственному пресному озеру, охраняемому кровожадными дикарями Морос, которых смертельно боятся даже местные индейцы.

Хороший пример приключенческой литературы с реальным историческим персонажем в главной роли, гармоничная история о проявлении русского характера в экзотических обстоятельствах.

2021 год

270 страниц

Читай-город – 360 рублей, Литрес – 160 рублей


0

0

0

0

0

0



Темы