0°C
Салехард

Культура

Трагедия русской эмиграции: Тэффи, Гиппиус, Цветаева

Трагические события 1917 года – революция, гражданская война, голод и репрессии послужили главными причинами разделения общества и эмиграции огромного количества интеллигентных, образованных людей за пределы России. Для многих жителей страны добровольное и вынужденное изгнание стало единственной возможностью пережить это смутное время. Будущие эмигранты не признавали новую власть, новые порядки в молодом государстве были для них чужды и неприемлемы, а большевики – отказались принимать их. Выхода не было – или подчиниться и потерять себя, или жить в постоянном страхе, каждый день ждать ареста и смертного приговора.


Отличительной чертой женской эмиграции из страны Советов в 1917-1939 годах было то, что самостоятельно Россию покидали считанные единицы. Основная масса русских женщин оказалась за рубежом в составе своих семей – либо были вывезены родителями, либо последовали за своими супругами. При этом российские эмигрантки в основном были прекрасно образованы и спокойнее воспринимали свой новый статус. Они легче адаптировались в новой языковой среде, были более открыты, инициативны и предприимчивы. Самореализация для них была в первую очередь залогом достойного существования их семей. Часть русских эмигранток занялись предпринимательской деятельностью, многие подались в секретари, машинистки, кассиры, официантки.

Были и такие области, где русские эмигрантки пользовались необычайным спросом. Мир искусства и моды с радостью открыл для них свои двери.

Только во Франции русские аристократки в 1920-1930 годах прошлого века открыли более двадцати Домов моды. Красивейшие женщины своего времени, обладающие утончённым вкусом, смогли стать иконами стиля для миллионов жительниц Европы.

Нельзя недооценивать и роль российских эмигранток в литературной и издательской жизни русского зарубежья в 1917-1939 годах. Печатное русское слово имело в среде эмигрантов огромную ценность. Через него они общались, именно оно помогало изгнанникам сохранить культурные традиции и родной язык, оно же выступало главным оружием в политической борьбе.

И именно этой сфере деятельности посвятили себя такие выдающиеся русские женщины-эмигрантки, как Надежда Тэффи, Марина Цветаева и Зинаида Гиппиус.

Тэффи

Тэффи
Тэффи

Тэффи – это творческий псевдоним русской писательницы и поэтессы Надежды Александровны Бучинской, в девичестве – Лохвицкой.

Надежда Александровна родилась в 1872 году в дворянской семье, получила великолепное образование, писать начала еще будучи гимназисткой. Известность ей принесли юмористические рассказы и сатирические стихи, поклонником которых являлся сам император Николай II. Журнал «Сатирикон» включил Тэффи в штат своих постоянных сотрудников. Её называли «королевой русского юмора» начала 20 века, её фельетоны принесли ей всероссийскую любовь и славу.

Октябрьскую революцию Тэффи не приняла, в 1918 году ей пришлось бежать. Сначала – в Киев, затем она долгое время скиталась по югу России, и только в 1920 году Надежда Александровна приехала во Францию. Эмигрировать Тэффи не хотела, долгое время надеялась на возвращение в Москву, но страх за свою свободу и жизнь заставил покинуть Родину навсегда. Позже она так объяснила своё решение уехать: «Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарём, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла…».

В Париже Тэффи стала любимицей российских эмигрантов, одним из негласных лидеров русского зарубежья. Во Франции сатира и юмор перестают быть доминирующими чертами её творчества, появляются вдумчивые философские рассказы и даже трагические мотивы. В 30-х годах Тэффи осваивает мемуарный жанр, из-под её руки выходят литературные портреты таких известных людей как Ленин, Керенский, Распутин, Бальмонт, Репин, Гиппиус.

Вела активную общественную и благотворительную деятельность: устраивала вечера памяти своих бывших коллег С. Черного, Ф. Сологуба, организовывала денежные сборы для фонда памяти Шаляпина, открыла свой литературный салон, читала юмористические лекции о жизни эмигрантов в изгнании, печаталась в таких популярных в русской среде газетах как «Возрождение» и «Последние новости».

Вторая мировая война принесла новые испытания: финансовый кризис, тяжёлую болезнь и отсутствие стабильного заработка – Тэффи отказалась сотрудничать с оккупантскими властями и на себе испытала, что такое голод, одиночество и нищета.

В эмиграции Надежда Александровна провела тридцать два года. За свою жизнь она издала более трёх десятков книг и два сборника поэзии «Шамрам» и «Passiflora», огромное количество критических статей и пьес.

Любимица русского императора, неслыханно популярная в дореволюционной России писательница, обожаемая русской эмиграцией поэтесса Надежда Тэффи умерла в одиночестве и бедности в Париже в 1952 году.

Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус
Зинаида Гиппиус

«Декадентская Мадонна», мать русского символизма, «дерзкая Сатанесса» – так звали Зинаиду Гиппиус её современники. Чрезвычайно умная, острая на язык и эпатажная русская поэтесса, публицист и прозаик, она же – дерзкий и проницательный критик Антон Крайний. Её мнение в литературном сообществе значило очень много – его и хотели услышать, и боялись.

Зинаида Николаевна Гиппиус появилась на свет в 1869 году в Тульской губернии, затем из-за слабого здоровья переехала сначала в Ялту, а после – в Тифлис, где и встретила своего будущего мужа – яркого представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского. Их союз длился на протяжении 52 лет.

Именно Гиппиус принадлежала идея Религиозно-философских собраний в 1901-1904 годах, она являлась редактором и издателем журнала «Новый путь». С её подачи их дом в Петербурге превратился в центр художественной и религиозно-философской жизни города – литературный салон «дом Мурузи».

Зинаида Николаевна слыла не просто хозяйкой салона, где собирается цвет русской интеллигенции, но и идейной вдохновительницей, музой, провокатором и ярой участницей всех диспутов. Именно благодаря её активному участию состоялся писательский дебют Александра Блока. Это она ввела в литературные круги начинающего Осипа Мандельштама. Именно от Гиппиус тогда ещё малоизвестный Сергей Есенин получил первую рецензию на свои стихи.

Мережковские-Гиппиус были дружны с Керенским, хотели, чтобы именно он остался первым демократическим лидером России. Были сторонниками Белого движения.

Революция 1917 года вызывала у Гиппиус неприкрытую враждебность. Она писала: «Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение». Ненависть к октябрьским событиям заставила Гиппиус и Мережковского в 1920 году бежать из советской России во Францию. Поселившись в Париже, где у семейной четы Мережковский-Гиппиус еще с дореволюционной поры имелась собственная квартира, литераторы возобновили общение с выдающимися представители русского зарубежья – Бальмонтом, Буниным, Бердяевым.

Зинаида Николаевна почувствовала себя в родной стихии – она снова оказалась в центре внимания, много публиковалась как на русском, так и на иностранных языках.

В 1927 году Гиппиус при содействии Мережковского создаёт литературно-философское общество «Зелёная лампа», которое должно было стать чем-то вроде «инкубатора» новых идей, площадки для обсуждения и дискуссий на важные религиозно-философские и общественные темы. Общество просуществовало вплоть до начала Второй мировой войны и внесло огромный вклад в интеллектуальную жизнь русской эмиграции.

В Париже вышел в свет поэтический сборник Гиппиус «Сияние» в 1939 году.

В последние годы жизни Зинаида Гиппиус активно работала над мемуарами, приводила в порядок свои дневники, создавала большую поэму «Последний круг», писала биографию своего супруга – Мережковский скончался в 1941 году.

Великая женщина, которую либо искренне любили, либо также искренне ненавидели, но никто не мог оставаться к ней равнодушным, Зинаида Николаевна умерла в 1945 году в возрасте 76 лет и похоронена недалеко от Парижа, рядом со своим супругом Дмитрием Мережковским.

Марина Цветаева

Марина Цветаева
Марина Цветаева

Гениальная поэтесса Серебряного века, жена убийцы, мать, потерявшая своего ребёнка. Она крутила романы с женщинами и беззаветно любила одного мужчину. И, наконец – самоубийца. Всё это один человек – печальная и глубокая Марина Цветаева. Как одна человеческая жизнь может быть настолько многогранна?

Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве, в интеллигентной семье – мать была пианисткой, отец – профессор. Писать Марина начала в очень раннем возрасте, и в 18 лет опубликовала свой первый поэтический сборник.

В 1911 году Цветаева отправляется в гости к Максимилиану Волошину в Коктебель, где происходит знаковая для неё встреча. В Крыму она знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Цветаева и Эфрон сочетаются браком в 1912 году, в этом же году у них рождается первый ребёнок – дочь Ариадна.

Но уже спустя 2 года Марина уходит из семьи к поэтессе Софии Парнок. Именно о жизни с Парнок Цветаева пишет «Под лаской плюшевого пледа...», ей же посвящает цикл стихов «Подруга».

Однако в 1916 году Марина возвращается к Эфрону.

Стремительный творческий взлёт Цветаевой приходится на годы Первой мировой войны, последовавшей за ней революции и Гражданской войны.

Революцию в октябре 1917 года Марина восприняла как «восстание сатанинских сил». Немногим позже к Белому движению примкнул муж Цветаевой, и в составе Белой армии оказался сначала в Турции, а затем и вовсе пропал без вести.

В 1920 году в приюте в Кунцево от голода умерла младшая дочь Цветаевой и Эфрона Ирина (1917-1920 г.). Марина отправила детей в приют так как сама прокормить их не могла – в Москве свирепствовал страшный голод.

Спустя год Марина узнает, что Сергей Эфрон не погиб, а обосновался в Чехословакии – поэтесса решает непременно ехать к нему. Еще год она добивается разрешения покинуть Россию, и в 1922 году вместе с дочерью Ариадной Цветаева перебирается сначала в Берлин, а затем в Прагу. Здесь у Марины выходят несколько книг – «Психея», «Ремесло», драма «Ариадна», поэмы «Переулочки» и «Молодец».

В 1925 году семья, пополнившаяся третьим ребёнком – сыном Георгием (1925-1944 г.), переезжает в Париж. Поначалу русское зарубежье встретило довольно тепло. У Цветаевой проходили творческие вечера, она занималась переводами, печаталась в нескольких журналах. Вся забота о семье легла на плечи Марины – денег едва хватало на еду и жильё. Муж не работал, старшая дочь подрабатывала вышиванием, но на семью из четырёх человек такой доход был удручающе мал.

Помимо этого, из-за Эфрона у Цветаевой начали портиться отношения с русской эмиграцией. Муж стал агентом НКВД, вступил в Союз возвращения на Родину. Сергей Эфрон открещивался от своего белогвардейского прошлого и искренне верил, что возможность вернуться в Россию надо заслужить. Марина не разделяла взглядов супруга, она писала: «Здесь я не нужна, там я невозможна...». А вот старшая дочь была на стороне отца.

В 1937 году Эфрон становится фигурантом большого политического скандала – его обвиняют в заказном убийстве. Он в буквальном смысле бежит в СССР в поисках убежища, и даже некоторое время живет довольно благополучно. К тому времени Ариадна уже покинула Францию и вернулась в Россию.

В 1939 году Марина Цветаева вместе с сыном Георгием приехала в сталинский СССР, хотя и знала, что ничего хорошего их там не ждёт. Воссоединение с семьёй было недолгим – через 2 месяца по обвинению в шпионаже была арестована дочь Марины, а еще через полтора – супруг. Сергея ждал расстрел, Ариадну – 8 лет концлагерей и 5 лет ссылки.

Сама Марина Цветаева не могла найти ни работы, ни жилья – им с сыном приходилась скитаться по чужим квартирам. Союз писателей отказал Марине в помощи. В этот период она практически не писала, подрабатывала переводами.

В начале Второй мировой войны Цветаеву с сыном эвакуировали из Москвы в Татарстан, город Елабугу.

В 1941 году, одна, без какой-либо помощи и поддержки, отчаявшаяся найти работу и хоть как-нибудь устроиться, Марина Цветаева повесилась. Она оставила предсмертную записку, где просила об одном – позаботиться о её сыне. Точное место, где похоронена Марина не известно.

Её душа не вынесла уготованной великой поэтессе участи. Душа – именно так называла себя Цветаева, – душа, психея, по недоразумению родившаяся в смертном теле.

Творческое наследие гениальной поэтессы Серебряного века насчитывает десятки тысяч стихотворений, поэм, драматических произведений, рукописных книг, тетрадей и дневников, её вклад в русскую и мировую литературу неоценим.

Женщины-эмигрантки так и остались русскими в душе, в поступках, в вере, бережно хранили и передавали своим детям русские культурные традиции и ценности, и главное – искреннюю любовь к своим корням, к своей Родине. Они верили, что когда-нибудь обязательно смогут вернуться в свою Россию.

Влияние русской женской эмиграции на мировую культуру, науку, искусство и общественную жизнь поистине грандиозно.

Автор Рина Черняк


2

0

0

0

0

0



Темы