Наука
Не растает? Ямальские ученые углубились в кровлю вечной мерзлоты
На Ямале появился второй пункт наблюдения Росгидромета за вечной мерзлотой
Ученые берут под контроль вечную мерзлоту — на Ямале заработал второй пункт наблюдения государственной системы мониторинга многолетних мёрзлых грунтов. Сотрудники Научного центра изучения Арктики пробурили термометрическую скважину в Приуральском районе — вблизи метеостанции Полуй.
Бурили, стараясь не навредить тундре
Объект глубиной более 25 метров на разных уровнях снабжен 32 датчиками. Со дня на день здесь разместят аппаратуру для автоматической передачи информации. После чего каждые четыре часа сводки прямо из-под земли будут поступать на спутник, а оттуда на сервер в аналитический центр Росгидромета, курирующего федеральный проект.
Об этом «Красному Северу» рассказал ведущий научный сотрудник сектора геотехники Антон Синицкий.
По его словам, группе ученых пришлось привезти к метеостанции 250-килограммовую буровую установку. Работали аккуратно, стараясь максимально сохранить ранимый верхний слой тундры.
«Все скважины проекта будут глубиной не менее 25 с половиной метров — на таком расстоянии от поверхности прекращается влияние атмосферы на кровлю мерзлоты, — пояснил специалист. — Основная задача — отслеживать динамику сезонных оттаиваний грунта, выбросы парниковых газов и прогнозировать изменение климата. Первые масштабные научные выводы можно сделать через пять-семь лет наблюдений, а промежуточные — раньше».
Всего в этом году на Ямале планируется создать 11 таких наблюдательных пунктов.
Сейчас группа сотрудников Научного центра отправилась на метеостанцию Марре-Сале в Ямальском районе, где пробурит третью скважину сети. Далее их маршрут проляжет на остров Белый.
Арктика в центре внимания
Ещё в конце мая первый наблюдательный пункт оборудовали на метеостанции Салехарда. На открытие приезжал глава Минприроды РФ Александр Козлов, заявивший, что до 2025 года в стране впервые заработает система государственного фонового мониторинга за многолетней мерзлотой.
В неё войдут 140 наблюдательных станций, в том числе создаваемые сейчас на Ямале.
Арктика не случайно оказалась в центре внимания, так как по мнению многих ученых, здесь климатические преобразования происходят стремительнее, чем в других частях планеты.
Образцы грунта, полученные при бурении скважин также интересны. Ученые привозят их в лабораторию для изучения физико-механических свойств. Детальный анализ дает представление о том, какие пласты растепляются быстрее или медленнее.
«Сейчас весь ученый мир и не только рассуждает о глобальном потеплении, мол, повсеместно меняется климат, мерзлота тает — многим уже оскомину набила эта тема, — отметил Антон Синицкий. — Но как именно всё происходит? Что там внутри? Для определения четкой картины и создаётся обширная сеть мониторинга».
Оператором сети выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт Росгидромета.
Грунтовая лаборатория в помощь
Тем временем на Ямале, по поручению губернатора Дмитрия Артюхова, уже не первый год учатся противодействовать возможным негативным последствиям глобального потепления. Более половины территории округа — это вечная мерзлота. Наблюдают за её состоянием в городах и в естественной среде.
В тундре и лесотундре уже оборудовали 40 скважин — поблизости от Нового Уренгоя, Надыма, Тарко-Сале, Губкинского, Аксарки, Ямбурга, Пангод.
Недавно специалисты Научного центра изучения Арктики оснастили датчиками 15 скважин под многоквартирным домом в Салехарде.
Благодаря пилотному проекту автоматизированного геотехнического мониторинга, в различных муниципалитетах округа под 21 капитальным зданием пробурили 140 термометрических скважин глубиной до 15 метров.
Также на базе центра вскоре планируется открыть комплексную грунтовую лабораторию. Средства на это выделены из окружного бюджета.
«Самое продвинутое оборудование позволит проводить исследования на более высоком уровне. Результаты учтут при изысканиях в промышленном и гражданском строительстве. Уже на стадии проектирования объектов мы определим возможные риски для будущего строительства на вечной мерзлоте», — пояснили в профильной организации.
Плюсы северного климата
Пока учёные выясняют причины изменения климата на Земле, обычные северяне так или иначе сталкиваются с их проявлениями в повседневной жизни.
Например, фермер Дамир Шарипов до сих пор удивляется нынешней теплой весне на Ямале. Он с 2015 года выращивает картофель возле Салехарда, однако на этот раз у него состоялась самая ранняя посевная.
«Посадку мы начали 5 июня — это самый ранний для нас срок за все время работы. Например, в прошлом году сеяли недели на полторы позже», — сообщил аграрий «Красному Северу».
И все-таки природные метаморфозы глобального потепления пока не особо ощутимы.
Да, вроде бы лето становится жарче, но бывают и очень холодные дни, поэтому до выращивания, скажем, ананасов в полярных широтах дело ещё не дошло. И вряд ли дойдет, считает глава ООО «Ямальский картофель».
«Пусть даже станет потеплее, но вечная мерзлота останется и второй Бразилии здесь точно не будет, — уверен собеседник. — Конечно, в тепле работать удобнее — можно получить больше урожая, выращивать более южные культуры. Но в северном климате есть неоспоримые плюсы. Прежде всего, отсутствует колорадский жук — это главный бич картофеля во многих регионах. Другие вредители и болезни тоже тут не приживаются, сорняки почти не растут. На борьбу со всем этим «счастьем» пришлось бы серьезно тратиться, а так спокойно растим, хоть и приходиться семена завозить с юга Тюменской области…»
Хозяйство Дамира Шарипова в прошлом году с 16 гектаров земли собрало почти 200 тонн картофеля. Северный «второй хлеб» пользуется большой популярностью у ямальцев.
Урожай ещё ни разу не оставался зимовать в овощехранилище, которое фермер несколько лет назад установил при поддержке окружного департамента АПК на своем поле под Салехардом.