обновлено: 07:21, 22 июля 2023
Наука
В тундру на практику. Мост через Юрибей обследовали на жесткость и сохранение вечной мерзлоты
Студенты-железнодорожники изучили самый большой мост за Полярным кругом
Остаться на 11 суток в бескрайней ямальской тундре — это не экстрим, а научно-учебная практика для 16 студентов из Российского университета транспорта и Сибирского госуниверситета путей сообщения. Накануне они завершили обследование железнодорожного моста через реку Юрибей в Ямальском районе.
Оттаивание грунта связали с изменением русла
Самый длинный мостовой переход за Полярным кругом, входящий в железнодорожный маршрут Обская — Бованенково, пересекает пойму реки Юрибей. Общая протяжённость моста — почти четыре километра. Конструкцию возвели в 2009 году с применением уникальной системы послойной термоизоляции грунтов.
Каждый день по мосту проходят поезда с техникой, стройматериалами и людьми для Бованенковского и Харасавэйского нефтегазовых месторождений.
Практику студентам организовал Научный центр изучения Арктики. Работу вели под руководством сотрудника центра Александра Лебедева и представителей РУТ — доцента Андрея Зайцева и старшего преподавателя Андрея Арестова.
Во время экспедиции группа ночевала в рабочем городке одной из компаний — дочек «Газпрома», которая поблизости на одном из месторождении ведёт добычу углеводородов.
Как рассказал «Красному Северу» старший преподаватель кафедры геодезии, геоинформатики и навигации Российского университета транспорта Минтранса РФ Андрей Арестов, ребята оценивали техническое состояние конструкций моста и подходов к нему.
В частности, провели воздушно-лазерное сканирование местности, тахеометрическую и аэрофотосъемку, электротомографию и вибродиагностику мостовых опор.
«Ещё мы проводили измерение температур грунтов основания опор и насыпи, чтобы определить состояние вечной мерзлоты под конструкцией, — сообщил ученый. — Все собранные сведения предстоит детально изучить и проанализировать. Окончательные результаты будут в сентябре — мы ими поделимся с нефтяниками и правительством округа. Но предварительно можно сказать, что серьезных отклонений от нормы не заметили. Есть незначительные оттаивания грунта, которые мы связываем с изменением русла реки».
Мост возводили в практические не пригодном для таких сооружений месте — на вечной мерзлоте с вкраплением криопегов. Это солепылевые растворы в толще вечной мерзлоты, не замерзающие при температуре выше минус 30 градусов.
Для минимизации возможных рисков строители применяли самые современные технологии.
Так, опоры моста уходят под землю на 20-40 метров и благодаря специальной заморозке, прочно сцепляются с вечномерзлыми грунтами.
Заявленный строителями гарантийный срок службы моста через Юрибей - 100 лет.
Практиканты под впечатлением
Участвующие в практике студенты впервые оказались на Ямале. А исследование такого уникального сооружения для них стало настоящим приключением.
К примеру, третьекурсник Российского университета транспорта Иван Михеев до сих пор впечатлен тем, что увидел в ямальской тундре.
«Были свои минусы — это мошки и комары, но это, пожалуй, единственное, что мешало, — улыбался молодой человек. — Впечатлили флора и фауна Ямала, очень красивая природа, пейзажи — я буквально не выпускал фотоаппарат из рук. Благо, что фото и видеосъемка входили в число моих обязанностей на практике. На мой взгляд, каждый человек должен хоть раз побывать на Севере, чтобы понять особенность этой земли».
А его товарищ, студент 4-го курса РУТ Антон Сорока первые пять дней практики занимался термометрией скважин моста.
«Весь мостовой переход состоит из 110 опор и почти на каждой установлена термометрическая скважина, — пояснил будущий строитель железных дорог и мостов. — Так мы определяли температуру мерзлых грунтов, их изменчивость и свойства, выявляли талые зоны и так далее. Это важно, чтобы оценить несущие способности опор моста, а также узнать, каким образом это сооружение влияет на окружающую территорию. В целом, я узнал очень много нового».
Впервые проводилась вибродиагностика опор — изучались изменения жесткости основания из-за оттаивания грунтов и изменение частоты колебаний опоры. Такие замеры проводились во время прохождения железнодорожных составов по мосту, чтобы отследить нагрузки и вибрацию.
Модель моста
В Научном центре изучения Арктики сообщили, что нынешние исследования войдут в информационно-аналитическую модель моста через Юрибей, созданную студентами. Это поможет накопить данные о эксплуатационных характеристиках моста и совершенствовать работу над подобными сооружениями.
Результаты передадут в ямальский филиал компании «Газпромтранс» для последующего использования при эксплуатации инфраструктурных объектов.