Коренную молодёжь выселили из музея-заповедника под Тюменью | «Красный Север»
0°C

Новости дня

Коренную молодёжь выселили из музея-заповедника под Тюменью

Живописное место на озере Андреевском, где часто бывали ямальские студенты, опустело. Национальное стойбище разобрано, обитателей мини-зоопарка раздали на передержку, например, козел Фёдор с козой очутились в Нижнетавдинском районе. Традиционной загородной площадки, своеобразного «оазиса» для первокурсников из тундры больше нет…


Этностойбище в 25 километрах от Тюмени принадлежит общественной организации КМН «Кедр». Кроме нескольких рубленых охотничьих избушек, здесь были лабазы, чумы, ловушки на зверей и птиц, обласы (рубленые лодки), уличная печь, летняя кухня и прочее. Очистить территорию попросили северян в музее, не продлили договор. Раньше молодых активистов поддерживала заведующая музеем Ирина Малых, но и она тут не задержалась, ей предложили покинуть пост по собственному желанию…

НА ВЫХОД  БЕСПЛАТНО

Собкор «КС» встретился с руководителем «Кедра» Владимиром Климовым в городском офисе, где студенты собираются за чашкой чая после учебы и по выходным. На одежде собеседника древесная пыль: только что вернулся с теперь уже бывшего стойбища – разбирали с парнями последние лабазы. Старается не подавать виду, что сильно расстроен. Наоборот, демонстрирует уверенность в том, что работа со студентами будет продолжена, несмотря ни на что. Отступать нельзя: за последние годы к нулю сведены суициды среди коренных студентов, активисты продвигаются по общественной, политической линии, молодые «кедровцы» сами организуют социальные и коммерческие мероприятия, выигрывают гранты, принимают Всероссийские молодежные форумы коренных народов. В общем, от перемены места дислокации смысл не поменяется, заверил общественник.

– У стойбища было два значения. Первое –  краеведческое. Нам нужно было, чтобы жители Тюмени и области познакомились с коренными жителями, их бытом, традициями. Вторая – адаптивная, чтобы студенты и воспитанники ямальского детского дома «Сияние Севера» могли получить психологическую разгрузку. Дети встречались со старшими соплеменниками, устраивали квесты, играли, общались на родном языке, – говорит Владимир Климов. – Это был некоммерческий проект. Вы же знаете, мы очень много ребятишек из детских домов, трудновоспитуемых детей принимали совершенно бесплатно. Музей для этого подходил лучше всего – это же образовательный институт. В данный момент такая концепция музей не интересует, вопрос, видимо, стоит в зарабатывании денег. Нам становится не по пути.

ЗА СПИНОЙ – АРКТИЧЕСКИЙ  ТЫЛ

Общественник пока не знает, где поставить чум и мини-зоопарк, куда возить молодых людей, приехавших в Тюмень учиться из глухих ненецких и хантыйских поселков. Но уверен, что не пропадет – у ямальцев тут сильное лобби.

– Руководитель областного комитета по делам национальностей Евгений Воробьев сразу сказал: «Если вы будете просить участок лесного фонда для своей интерактивной зоны, то правительство Тюменской области нам поможет». Проговаривали этот момент и с ямальскими депутатами, Николай Анатольевич Токарчук – наш куратор и шеф для ребятишек, он нас не оставит. Я уверен, нас поддержат ямальские общественники из «Ямал – потомкам!» и «Ямал»… За нами Ассоциация КМНСС и ДВ РФ, которую возглавляет опять же ямалец Григорий Петрович Ледков, мы говорили с  ним на эту тему,  можем вынести проект на решение Арктического совета, сейчас просматриваем партнеров, –  заключил руководитель «Кедра».

Депутат Тюменской областной Думы Николай Токарчук сообщил собкору «КС», что он и другие коллеги с Ямала готовы оказать «Кедру» организационную и правовую поддержку. Речь идет о создании этнографического музея-заповедника под открытым небом на новом месте. Парламентарий планирует участвовать в ближайшем заседании совета КМНС, где утвердят «дорожную карту» проекта.

– Он важен не только для ветеранов и студентов Ямала в рамках дидактического и патриотического воспитания, он очень нужен жителям всей Тюменской области, – считает  депутат.

«ВОЛШЕБНЫЙ СТИМУЛ» ДЛЯ АКТИВИСТА

Сотрудники музея-заповедника попросили Владимира Климова оставить несколько охотничьих избушек, не исключено, что хозяину стойбища предложат новый контракт.

– Многие, особенно туристические агенты, школы, жалеют о том, что этностойбища под открытым небом больше не будет. Это на самом деле было любимое место детей и гостей города. Одни растерянно спрашивают: «А что дальше?», другие говорят: «Это тебе волшебный пендель», чтоб дальше двигаться. Наверное, так и есть, – рассуждает Климов.

«КС» попытался связаться с руководством музейно-просветительского объединения, в чьем ведении находится музей-заповедник. Там затребовали вопросы и пообещали ответить в конце недели. Специалист учреждения Эдуард Гаврищук сообщил нам по телефону, что прорабатываются варианты новых экспозиций вместо национального стойбища.

ПЕРЕМЕНЫ ПРИНЯЛИ БЕЗ ПАНИКИ

Кристина Яптик, будущий педагог из Яр-Сале, восприняла новость о том, что дороги «Кедра» и заповедника разошлись, спокойно.

– У меня нет чувства, что мы что-то теряем, наоборот, появится новое, к тому же свое, – говорит секретарь общественной организации. – Когда мы собирали все вещи, загружали, я увидела, как у нас всего много, сколько нужно было терпения и труда, чтобы всё это создать. Кстати, именно в эти дни я решила продолжить работу в направлении – буду сохранять нашу культуру и традиции. Если мы начнем заново, я буду знать где что. Куда мы переедем, я пока не знаю, но паники нет – за спиной надежный тыл, это «Кедр».


0

0

0

0

0

0



Темы