Новости
Александр Еликов стал арктическим «навигатором» для экстремалов
От мыса Дежнёва до мыса Рока. Еще никто в мире не соединял эти две крайние точки нашего континента на одном виде транспорта. Первыми станут участники автоэкспедиции «Евразия: от края до края», в которую входит арктический путешественник, наш бывший земляк Александр Еликов.
На днях экстремалы уже совершили невозможное: на двух японских внедорожниках и без посторонней помощи добрались до Уэлена, самого восточного населенного пункта России. После короткого отдыха, встретив рассвет на берегу Берингова пролива, стартовали за новыми рекордами.
В команде шесть человек, особая роль у Александра Еликова: отвечает за арктический этап поездки, прокладывает маршрут по снежному безмолвию. Всего экспедиция преодолеет более 20 тысяч километров, на что отведено минимум три месяца.
– До сегодняшнего дня никто самостоятельно не доезжал на легковых автомобилях до крайней восточной точки – мыса Дежнёва, – отмечал в начале экспедиции Александр Еликов. – Конечно, были попытки, но все неудачные. Кто-то разворачивался, кого-то протаскивали волоком до Берингова пролива. Поселок Уэлен стал своеобразным музеем техники путешественников, потому что никто оттуда не выбирался своим ходом. Мы же намерены добраться до Уэлена и выбраться обратно!
Александр Еликов установил российский рекорд в 2019 году.
Его автомобильная экспедиция дошла до мыса Шелагский – самой северной точки Чукотки. Фото из аккаунта Александра Еликова в Instagram
Наши на «Тойотах», испанец – на велосипеде
Последние три недели путешественники, выехав 1 февраля из Якутска, торили путь к мысу Дежнёва.
– Из сложного были морозы под минус 64, – написал в Instagram-аккаунте руководитель экспедиции Богдан Булычёв, – пурга с порывами ветра до 23 метров в секунду, ледяные торосы на Северном Ледовитом океане, жесткие заструги высотой более одного метра и сотни километров без людей, дорог и цивилизации…
В первый же день на трассе Колыма они встретили одинокого велосипедиста. И это при минус 56 градусах! Оказалось, это знаменитый путешественник Хосе Андрес Абьян Пахарес из Испании в третий раз пытается проехать от Магадана до Байкала. Узнав маршрут экстремалов, путник пригласил их к себе, погостить в Сарагосе.
Испанец Хосе Андрес Абьян Пахарес (на фото слева) в третий раз пытается проехать на велосипеде от Магадана до Байкала. Фото из аккаунта Богдана Булычёва в Instagram
Участники экспедиции «Евразия: от края до края» передвигаются на двух автомобилях: Toyota Hilux и Toyota Land Cruiser Prado 150. Правда, от оригинальных деталей на внедорожниках остались только рамы и двигатели. Остальное заменено или усовершенствовано. Баки стали более вместительными, подвески усилили, добавили блокировки переднего моста, лебедки и дополнительное освещение, утеплили салон.
Палатка в доме и протухший деликатес
Уэлен представлялся очередным барьером – выехать оттуда своим ходом еще никому не удавалось. Но наши герои на «японках» справились и с этим. В начале этой недели они достигли национального поселка Нутэпэльмен, что в 300 километрах от Уэлена по прямой.
Дальнейший маршрут проложен по кромке Северного Ледовитого океана. Там, считают путешественники, больше шансов встретить белых медведей.
– Наш путь лежал по Колючинской губе, – рассказал в своем путевом дневнике Богдан Булычёв. – Этот маршрут – чистый первопроход: ни дорог, ни населенных пунктов, ни треков, ни информации. Открытый космос, да и только. Пробиваемся через пургу уже два дня, идем по льду, объезжая торосы в нулевой видимости, по приборам и интуиции... И вдруг в свете фар мигнул домик.
Думали, что нашли перевалочную базу оленеводов, но увиденное поразило даже заядлых путешественников. В доме живет семья – 74-летний Василий Ровтытагин с супругой Галиной и внучкой Авророй.
Ребенка на зиму к старикам привезли погостить дети из Нутэпэльмена. Родителей девочки как раз ждали с продуктами, но пурга изменила планы. Из-за ненастья вся семья перебралась в палатку из оленьих шкур, установленную прямо в доме. Холодная часть помещения используется как гараж – там стоит снегоход, живет собака.
Домашнее меню – из северных даров. Нерпа и морж, которого рубят топором прямо в тамбуре. Источником микроэлементов и витаминов выступает копальхен – моржовое мясо, которое подтухало и ферментировалось в шкуре, закопанной в землю на длительный срок. Запах для непривычных отталкивающий, но им пропитан весь дом…
Пока гости общались со взрослыми и записывали местный быт на видео, Аврора с большим удовольствием уплетала гостинцы – конфеты и зефир.
Быт Ровтытагиных удивил гостей. В доме готовят еду и обогреваются с помощью светильника, сделанного из старой 10-литровой канистры и работающего на моржовом жире. Фото из аккаунта Богдана Булычёва в Instagram
В Европу – без проблем
Если всё сложится удачно, то от мыса Дежнёва экстремалы вернутся в Якутск, заменят покрышки и по федеральным трассам рванут в сторону Санкт-Петербурга. Оттуда через Белоруссию в Европу. Пункт назначения – самая западная точка Евразии – мыс Рока в Португалии.
– Планируем установить рекорды России, Европы и мира, но это лишь часть плана. Прежде всего, пробег посвятили 200-летнему юбилею открытия Антарктиды, – сообщил руководитель экспедиции.
Также команда хочет привлечь внимание общественности к экологическим проблемам в Арктике. Экстремалы отметят сильные очаги загрязнения, чтобы в дальнейшем волонтеры российских экосоциологических организаций, на примере ямальской «Зеленой Арктики», включили указанные места в планы уборки.
КСТАТИ
Самые упрямые ломались и бросали джипы
За два десятилетия в Уэлен с его двумя улицами сумели добраться на автомобилях буквально единицы…
В 2001 году итальянцы на двух грузовиках «ЗИЛ» хвастались, что якобы добрались до здешних краев. Правда, местные утверждают, что никого не видели.
В 2008 году участники британской экспедиции «От мыса до мыса» всё-таки достигли крайней восточной точки. При этом их автомобиль Land Rover дотащили
сюда на буксире. Далее машина, оснащенная понтонами, переплыла Берингов пролив.
В 2010 году к Уэлену пробивалась экспедиция «Париж-Нью-Йорк – Трансконтиненталь-2009» на двух Jeep. Внедорожники без конца ломались, поэтому участок Певек – Уэлен протяженностью 1500 километров смогли преодолеть за два года. Технику бросили в пункте назначения.
Из последних зарегистрированных попыток отмечают упорство участников экспедиции «Берингия» в 2016 году. Однако колонна из трех машин дошла только до Анадыря.