0°C
Салехард

«Чтобы не смотреть в глаза, закрывал часть портрета». Ямальцев тронули работы карельского самоучки

В главном музее Ямала открылась выставка «Автографы войны». Экспозиция включает 38 графических произведений художника Геннадия Доброва из собрания Музея Победы и 21 деревянную скульптуру карельского резчика Ивана Марценюка. Работы наполнены переживаниями и сочувствием. Герои словно заглядывают в душу, не оставляя равнодушным даже самого отстраненного зрителя.


Идея объединить работы двух авторов принадлежит Сергею Баранову, заведующему отделом художественного проектирования и дизайна МВК им.И.С.Шемановского. «Красный Север» узнал подробности.

Фото: Василий Петров
Фото: Василий Петров

– В прошлом году мне в интернете попался репортаж из Петрозаводска о передвижном проекте «Безсмертный полк Валаама» Ивана Марценюка (авторское название), который выставлял свои деревянные портреты на Набережной. Мне показалась эта задумка интересной. Я подумал, а если его полотна соединить с работами художника Геннадия Доброва из Музея Победы, с которым мы давно сотрудничаем. Созвонился, поехал к Марценюку за портретами, так и познакомились. Нам пришлось все тщательно упаковать, чтобы в целости и сохранности их доставить по железной дороге в Салехард, – рассказал Сергей Баранов.

Карельский мастер тоже приехал в ямальскую столицу. Рассказал, что резать по дереву начал после того, как увидел в интернете альбом «Автографы войны» Геннадия Доброва. Художник в семидесятые годы побывал на Валааме и написал с натуры портреты ветеранов Отечественной войны. И вот уже семь лет резчик-самоучка Иван Марценюк вырезает портреты ветеранов войны – инвалидов. Он знает биографию каждого из своих героев: кто где воевал, чем награжден, как жил после войны, забытый родными и близкими.

Фото: Василий Петров
Фото: Василий Петров

Работает мастер с осиной – она мягче, в ней больше сучков. Доски он заказывает на пилораме. Заготавливает заранее, чтобы к зиме у него был материал. Когда нужен цвет, красит древесину акриловыми красками.

– Долгое время доски с портретами хранились у меня дома, и я старался в эту комнату даже не заходить, — говорит Иван Иванович. – Сейчас на своем участке сделал специальный пантеон с колокольней, где они находятся круглый год.

Как признается сам мастер, вырезать портреты солдат-инвалидов тяжело. Особенно сложно даются женские образы. На подготовку одного портрета у него уходит больше недели. Некоторые портреты делал, закрывая часть изображения, потому что смотреть в глаза покалеченного, несправедливо выброшенного на обочину жизни человека, было не в его силах.

– Когда брался за первую работу, то ничего не оставалось, как отбросить все страхи и сомнения, что не получится, и браться за дело. Сейчас тружусь с волнением и надеждой, что повезет мне и в этот раз. За год три-четыре портрета делаю, – рассказал Иван Иванович.

Фото: Василий Петров
Фото: Василий Петров

По данным Сергея Баранова, 2,5 миллиона военнослужащих остались искалеченными войной: безногие, безрукие, слепые, контуженные и обожженные. Для этих людей война закончилась, они внесли свой бесценный вклад в Великую Победу, но навсегда остались солдатами, потому что продолжали бороться с последствиями беспощадной войны. Как это было, можно понять и почувствовать в новой экспозиции, объединившей работы двух художников.

Карельский мастер впервые выставляется в музее. Возможно, в будущем ямальцы его ещё увидят. Марценюк мечтает завершить серию работ о бабушках и проехать с ней по стране.


0

0

0

0

0

0



Темы