обновлено: 07:30, 25 августа 2023
Новости
Горнокнязевское стойбище снова встречает гостей
Этнографический комплекс в Горнокнязевске открыл новую веху в истории культуры Ямала. В музее под открытым небом подвели итоги продолжительной реконструкции, начатой два года назад, отметив ее днем открытых дверей. Народное празднование, ставшее возможным благодаря ослаблениям коронивирусных ограничений, состоялось синхронно с Днем оленевода. «Красный Север» побывал на ярком мероприятии, и познакомился с культурой и обрядами Обдорского края.
Утренняя пасмурность рассасывается, солнечные лучи ласкают безобидное медвежье семейство. Поодаль олени воротят нос от ягеля. Однорогий самец обнюхивает рукавицу корреспондента «Красного Севера», выпрашивая кусок рафинада. Стайка детей облепила застывших в дереве (как и косолапые) лилипутов, населявших Обдорский край до прихода ненцев и хантов. В чумах отдают жаром «буржуйки», а хранители традиций округа на глазах у посетителей превращают данные природой материалы в рукотворные поделки. Разносятся песни охотников, рыбаков и оленеводов. Так этнографическое стойбище в поселке Горнокнязевский отмечает свое перерождение после двухлетней реконструкции.
За воротами гостей встречают обвязанные, по хантыйской традиции, разноцветными ленточками священные березки. Легкий и уже теплый ветерок, намекающий на близость весны, играется с лоскутами. По новеньким дощатым аллеям стойбища расходятся артисты и мастера из «Окружного Дома ремёсел». У них сегодня большая программа – именно в ведении Дома находится горнокнязевский этнографический комплекс. Хранители национального творчества, которые собрались – это, в основном, женщины из хантыйских, коми, селькупских и ненецких родов. Яркость их зимних нарядов ослепляет мужские глаза. И искушает городских посетительниц арендовать на время праздника национальные одежды. Еще одеяния говорят о многом в культуре народов Крайнего Севера. Неотразимая Светлана Тайшина буквально порхает по стойбищу в своей ягушке.
– Мужская сила заключается не в красоте его одежды, а в красоте его действий и работы. Мужчина – это охотник и добытчик. Он показывает свою красоту тем, как заботится о своей семье. Ведь все деревянные конструкции, как нарты, перевозящие жилище, сделаны его руками. А по нартам и определяется мужчина. Женская красота определяется по одежде. Чем краше украшена одежда, тем лучше мастерица, – рассказывает культорганизатор этнографического комплекса Светлана Тайшина. Она носит точно такую же фамилию, как и хантыйский князь, основатель Канось-Пухора (ныне Горнокнязевск). – Моя мама занималась пошивом национальной одежды. Мы каждый день шили орнаменты, которые потом шли на изготовление женской ягушки.
Вдоль прогулочной аллеи высятся концептуальные скульптуры из дерева, погружающие в древнюю мифологию Обдории (часть ее просторов ныне занимает Приуральский район). Одна из них облеплена детворой. Она… необычна.
– Скульптура отображает два мира. Нижний мир – народа сихиртя, который, по легендам народов Севера, раньше жил на земле. И мир верхний. Сихиртя были маленького ростика и вынужденно ушли жить под землю. По хантыйскому поверью, если ты встретишь сихирти, то ты или станешь самым счастливым, или самым несчастливым человеком. На скульптуре сихиртя приглядывают за людьми. Композиция была создана на фестивале «Легенды Севера». Сегодня она – та самая фотозона, к которой приходят наши гости. Она радует глаза, – объясняет заведующий культурно-досуговым отделом комплекса Александр Горбунов.
Тем временем на сцене этнографического стойбища сменяют друг друга фольклорные ансамбли. «Обдорянка», «Мачит Коймы» (если перевести с селькупского – «Песнь тайги») и «Высей» поют о своей привязанности к северному краю, в котором реки, горы, тундры и тайга сплелись друг с другом, и так долго властвуют бескрайние снега. Зрители снимают их на телефоны, отдавая свои пальцы легкому, но покусывающему морозцу. Исполнив программу, почтенные дамы-коми кружат хоровод. Ослепительное солнце заливает артистов.
Между лиственницами стоят чумы. Если пройти через вход внутрь, то в лицо пахнёт теплом от горячих печек. Внутри напоят местным чаем, а где-то и научат резать из дерева и оленьей кости. Мастер декоративно-прикладного искусства Наталья Талигина – из старинной хантыйской деревни Катравож. Обрабатывая податливое дерево, Наталья Сергеевна рассказывает о своих отважных детских походах из деревни по незамерзшим рекам в Лабытнанги, и о похождениях в горах Урала. Она преподает в «Окружном Доме ремёсел». Знаменита и как скульптор. В этнокомплексе она ведет мастер-класс по вырезанию из липы забавы таежников – вертушки. «Они меня сопровождают с детства, после того, как мой отец показал, как в нее играть. Сама уже не играю, но вот моя младшая дочка – да. Дети в вертушку с удовольствием играют», – улыбается Талигина.
– Использую для создания игрушки липу, она легонькая и податливая. Можно и березу, она прочная, но ее сложно детям резать. Пользоваться вертушкой просто – берешь ее в руки, подкручиваешь ладонями и выпускаешь. И она летит, как пропеллер. У кого-то она дальше или выше летит (кто лучше сделал), тот и победитель, – объясняет Наталья Талигина. – Резьба по дереву – это из моего детства. Мой отец – охотник, постоянно резал из дерева, делал сани для лошадей, строгал весла. Когда он работал, я постоянно рядом крутилась. Мне нравилось, как из-под ножа вылетают стружки – красивые, кругленькие и скрученные. И еще мне нравился запах дерева. Возможно, это и привело меня к тому, что я стала мастером.
За соседним столом жужжит шлифовальная машина. Дмитрий Скворцов сосредоточен – он косторез, преподаватель резьбы по дереву и кости из села Аксарка. И учит маленькую девочку обрабатывать кусочек оленьего рога, превращая его в рыбку. Легкий слой костяной пыли ложится на стол. Молодой, но уже заметный в культуре округа, мастер рассказывает:
– Я заразился резьбой по кости во время учебы в Ямальском многопрофильном колледже. И дома у меня была мастерская – отец занимался резьбой по дереву. У нас косторезы работают в основном с оленьими и лосиными рогами, костями кита и бивнями мамонта. В этом деле нужна усидчивость и чувство материала. Сегодня у меня оленьи рога. Я подобрал качественный, не слишком пористый материал. И красивый. Придумал идею – что из него сделать. Затем я распилил его на пластинки, отшлифовал их и вот превращаю в маленькие рыбки.
Еще в этнографическом комплексе в Горнокнязевске посетители сравнивали, как было в стойбище до реконструкции, и что появилось после нее. Ремонт, о начале которого объявили в окружном департаменте культуры в марте 2019 года, обновил не только прогулочную аллею. Вырос чайный домик. Исчез зловещий и не совсем гигиеничный туалет, на месте которого построили большую уборную, воспользоваться которой не проблема, даже если гость передвигается в инвалидной коляске. К однорогому оленю, живущему в стойбище уже восьмой год, прибавился еще один напарник. «Если бы его нам не подарили телевизионщики с «Ямал-Регион», то его судьба была бы печальна», – отмечает Константин Марушев. Возможно, появится и другая живность, к которой так неравнодушны приезжие люди.
– Наш комплекс – это погружение в этнографическое стойбище. Чтобы попасть в обычное стойбище, надо уезжать на «Трэколе» в тундру – далеко, дорого и холодно. А у нас все доступно, благодаря автодороге из города, – резюмирует ИА «Север-Пресс» заместитель директора «Окружного Дома ремесел» Константин Марушев Уточняет: комплекс открыли бы и раньше, но COVID-19 внес коррективы в даты.
Празднование в Горнокнязевске затянулось до вечера. Погода благоприятствовала. Но, к сожалению, день открытия пришелся на День оленевода, который с размахом отгуляли в Салехарде. Поэтому в пространстве этнографического стойбища было не так и многолюдно. Впрочем, отныне в любой день можно наверстать упущенное. И открыть для себя аутентичный мир людей тундры и тайги.