Новости
Из Газ-Сале до моря Лаптевых: видели овцебыков, пробивались через торосы, разбили в хлам снегоходы
Стартовав в Газ-Сале, снегоходная экспедиция RI0Q 2021 достигла труднодоступного якутского острова Большой Бегичева и вернулась домой. Участники похода переехали Енисей, пересекли Таймыр и пробились через лабиринты исполинских торосов Моря Лаптевых.
Таким образом, команда проекта «Легенды Арктики» совершила первую в истории снегоходную экспедицию на остров Большой Бегичева, отдав при этом дань уважения полярному исследователю Никифору Бегичеву (1874-1927). Команда из семи сибиряков проехала 4 000 километров по сложнопроходимой местности, в условиях лютых морозов. Их техника оказалась разбита. «Красный Север» узнал подробности экспедиции у таркосалинца Игоря Знаменского – ее руководителя.
В этот раз забрались очень далеко
– Возвращаясь, мы побили всю технику. Но доехали без потерь: все живы и здоровы, – рассказывает полярник Игорь Знаменский.
На днях он добрался в свой родной поселок Тарко-Сале, проведя больше месяца в пути.
– По таймырскому снегу ни один снегоход нормально проехать не может. На Таймыре – снег, как из бетона. Но мы хотели пройти по этому маршруту, – объясняет Игорь.
Знаменский возглавляет «Русское географическое общество» в ЯНАО. RI0Q 2021 – это не первая экспедиция таркосалинца. В его биографии серия дальних морских и снегоходных походов: Баренцево и Карское моря, северный Таймыр. Однако нынешняя экспедиция, уже пятая по счету, из цикла «Легенды Арктики» выделяется своим уровнем сложности и продолжительностью.
– В этот раз мы забрались очень далеко. В Якутию, на остров Большой Бегичева. Это две тысячи километров только в одну сторону от старта, – говорит Игорь Знаменский, и невозмутимо продолжает о том, с чем столкнулся он и его товарищи. – Там довольно суровый климат. Во время экспедиции не было теплых дней. Стоял постоянный мороз. Средняя температура минус 35-43. В прошлых путешествиях температура опускалась до 18-20 градусов, но не в этот раз. Очень сильные морозы в этом году.
Экспедиция RI0Q 2021 стартовала 5 марта из поселка Газ-Сале. Команда, как замечает Знаменский, состоит из «друзей по жизни, которых собрала жизнь». Андрей Прудников – сургутский путешественник, он провел катер «Апостол Андрей» из Сургута в Диксон. Алексей Быстров – начальник полярной метеостанции Сопочная Карга. Виктор Кузякин – главный инженер в подразделении «Норникеля». Андрей Моисеев – инженер связи, норильчанин. Андрей Коробейников – директор автосалона в Тюмени. Александр Семенюта – директор строительной компании в Тарко-Сале. Первыми выехали представители Тюменской области.
Семеро сибиряков были нацелены на достижение труднодоступного острова Большой Бегичева в Якутии. Остров назван в честь открывшего его в 1908 году исследователя Арктики Никифора Бегичева. На нем периодически проживают оленеводы-долгане. Экспедиции редко посещают эти берега. Так в 2014 году на Бегичева побывал фотограф Сергей Карпухин. Но вот путешественники на снегоходах до острова никогда не пробивались. Команда Знаменского поставила себе достойную для обожженных морозами полярников задачу. Испытания начались сразу.
– Подготовка машины утром – это было проблемой. Ночью замерзали аккумуляторы на снегоходах. Встаешь утром. Греешь снегоход. Намечаешь трек и с командой идешь, – описывает ездовые будни Игорь Вениаминович.
За ездовой день полярники преодолевали 250 км пути.
– Самый оптимальный вариант – это ехать световой день. Не напрягаясь пройти 250 километров. Это то, что доктор прописал. Больше не стоит, а меньше не надо. У нас получился один грандиозный переход – нам пришлось пройти 416 километров за сутки. Мы пожалели об этом. Это была глупость, а мы сильно устали, – усмехается Знаменский.
После Енисея уже другая планета: инопланетный пейзаж
Покинув пределы Ямала, сибиряки наметили курс на реку Енисей. Их снегоходы поначалу продвигались через редкую северную тайгу. Однако после пересечения великой реки все изменилось. Путешественники оказались в Таймырском районе Красноярского края. Перед ними простирался гористый край – низовья легендарного плато Путорана.
– После Енисея уже другая планета. Начинается инопланетный пейзаж. Горы, – рассказывает «Красному Северу» Игорь Знаменский.
Кстати, после Енисея сибирякам пришлось спешиться со снегоходов. Оказалось невозможным пробиться по снегам от Дудинки до самого северного мегаполиса мира – Норильска. А это всего-то 90 километров.
– Между Дудинкой и Норильском – асфальтовая дорога. И вдоль нее куча коммуникаций – трубы, сети. По асфальту на снегоходе не поедешь. Проще на машине, – уточняет собеседник. В Норильске к команде присоединились путешественники из Красноярского края. Теперь команда в сборе.
Далее экспедиция двинулась к Хатангскому заливу Ледовитого океана. Маршрут завел их в малонаселенные места. В редких деревушках, удаленных на сотни километров друг от друга, стоят избы таймырских народов – нганасан и долган. Они были очень дружелюбны.
– Мы посетили старые национальные поселки, которые живут своей жизнью, такие, как Сындасско и Новорыбная. Там очень интересные, приветливые и самобытные люди. Таких людей у нас на Севере (в ЯНАО) уже нет. Я как будто в 1970-е годы вернулся, – вспоминает Игорь Знаменский. И добавляет: – Еще по реке Хатанга есть горы, а в них есть выходы пород из угля. И люди рубят этот уголь кирками, чтобы выжить.
– Перед экспедицией мы общались с местными. Люди нам очень помогли. Мы узнали, где есть избушки, чтобы переночевать. Ребята, которые шли по зимнику с продовольствием, зацепили нам бензин с Дудинки и закинули его до Хатанги, – рассказывает Игорь.
Ночевали путешественники, как правило, в специальной палатке – в надувном модуле. Ставится модуль размером с квартиру всего 15-20 минут. Пушкой для отопления мужчины создавали в нем уютную температуру в +20 градусов по Цельсию. Это позволяло им готовить на газовых горелках (сам газ едва горит на морозе). На боковую наши герои уходили в спальные мешки «Арктика – 4», спроектированные их давним другом и создателем экипировочного центра Евгением Корбутом из Екатеринбурга.
– Спальники тестировали на Оймяконе. А я ночевал в нем в обычной палатке, в минус 35. Тепло. Но главное, по нужде не вставать, – улыбается Игорь Знаменский.
Ни одного медведя не встретили
Льды Хатангского залива экспедиция увидела 18 марта. Спустя два дня сибиряки, проделав сложный путь, забрались на землю острова Большой Бегичева. Это был триумф!
– Пролив Восточный – весь заторошен. Последние 24 километра можно идти три дня. Торосы до пяти метров не редкость. И торосы надо рубить или обходить их. А так как мы люди ленивые, то пытались обходить и петляли. И нам везло, мы нашли проходы. За 10 часов пробрались до острова. Настрой был – дойти. Поэтому дошли, – повествует Знаменский.
Как замечает полярник, RI0Q 2021 – первая снегоходная экспедиция, которая достигла острова Большой Бегичева. «Мимо острова проходили люди, которые шли с мыса Челюскин в Тикси. На остров они не заезжали», – рассказывает Игорь Вениаминович.
Огромный остров Большой Бегичева – сезонно обитаем. В апреле на него приходят долгане – пасти оленей и добывать рыбу. Степанида Киргизова из таймырского поселка Сындасско, известная, как «Хозяйка Бегичева», разрешила сибирякам остановиться в балках на ее базе на острове. Также женщина помогла путешественникам советами о дороге на Большой Бегичева и дала им пароль от Интернета, который имеется на ее базе.
На живописном острове команда экспедиции устроила сеанс радиолюбительства. Ведь команда – еще и участники клуба радиолюбителей-путешественников «Русский Робинзон». Игорь Знаменский рассказывает:
– Связь была отличная. Мы провели 7 000 связей. Были все континенты, кроме Антарктиды. Я изучаю распространение коротких волн в арктическом диапазоне.
Неподалеку от острова северяне столкнулись со свежими следами белого медведя.
– Это случилось, когда мы ходили 25 марта на заброшенную полярную метеостанцию на острове Преображения. Но ни одного медведя не встретили, – рассказывает о волнующем событии Игорь Знаменский. Как уточняет таркосалинец, большинство медведей в тех местах обитают у полыней, где у них кормовая база – моржи и нерпы. Кроме медведей, водятся и волки. – Для местных они проблема. Стараются их уничтожить, чтобы волки не порезали оленей.
Также на острове Большой Бегичева участники экспедиция RI0Q 2021 имели редкую возможность понаблюдать ровесников мамонтов – овцебыков.
– Полетали вокруг них на квадрокоптере. Пофотографировали. Но близко не стали подходить. Неизвестно, что у овцебыков в голове, – говорит Знаменский.
По словам Игоря, местные жители не охотятся на овцебыков, благо у них есть большие стада оленей.
– В поселке Волочанка мы познакомились с интересным человеком – Денисом Теребихиным. Он пытается одомашнить маленьких овцебычков, катать с их шерсти валенки. Не знаю: получится – не получится? – задается вопросом Знаменский.
Вся ходовая – в хлам
Дальше острова Большой Бегичева – на север, по льдам и торосам Ледовитого океана, экспедиция не поехала. Но такой маршрут – возможен.
– Все зависит от ледовой обстановки. И нужна информационная поддержка (это дорого. – Прим. автора) по ледовой обстановке, по толщине льда. Но, не владея оперативной информацией, далеко соваться не стоит, все может кончиться плачевно, – объясняет Игорь Вениаминович.
Обратный путь был нелегок.
– Поломок было очень много. Техника не выдерживает. Склизы постирали, катки пообломали. Пружины полопались на морозе. Вся ходовая – в хлам, – перечисляет полярник. Экспедиция влетела в копеечку ее участникам. – Сделал приблизительную дефектовку своему снегоходу. Ремонт обойдется около 150 000 рублей. Но, слава богу, я не на веревке приехал. На раненых снегоходах, но мы дошли.
Вернувшись в Тарко-Сале, Игорь Знаменский планирует новую экспедицию. На лето. На далекий архипелаг Сергея Кирова в Карском море. С порта Диксон, на парусной яхте. Таким образом пробиться к архипелагу реально только в августе-сентябре.
– И провести туда на парусе может только один капитан
– Николай Андреевич Литау. И у нас с ним уже была серьезная экспедиция, – делится
планами собеседник.