Новости
Как добиться нулевой смертности на дорогах, обсуждали в «Сколково»
Почти миллион погибших и семь миллионов раненых. Таковы последствия дорожно-транспортных происшествий за последние 30 лет, больше похожие на статистику страшной войны…
Стратегию безопасности дорожного движения обсуждали в «Сколково» на конференции «Безопасная дорога».
Самыми ошеломляющими цифры были в начале 90-х – тогда за год фиксировалось более 37 тысяч смертельных исходов в результате ДТП. В последние годы смертельная кривая начала снижаться: в 2018 году на дорогах погибло более 18 тысяч человек. Это меньше, чем годом раньше, но по-прежнему вызывает тревогу. Как добиться нулевой смертности и максимально снизить аварийность?
В России на сто тысяч человек приходится 12,4 погибшего на дорогах. Для сравнения в США этот показатель составляет 11,6, в Испании – 4 в Швеции всего 2,5.
В российском правительстве поставили задачу добиться трехкратного улучшения ситуации – к 2024 года снизить смертность до 4, как у испанцев. И уже заявляют о том, что потребуются чрезвычайные усилия.
– Потенциал быстрых побед и мер, которые принесут мгновенный эффект, уже почти исчерпан, – подчеркнул Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ. – Каждая тысяча спасенных жизней будет даваться все тяжелее и будет требовать больших ресурсов. Наша задача сделать так, чтобы в первую очередь все ресурсы шли туда, где нужно решить самые острые вопросы технического состояния дорог. Все силы нужно бросить туда, где люди матерятся, бьются и гибнут...
Глава Минтранса Евгений Дитрих сообщил, что 30 % всех смертельных случаев происходит в результате столкновений, и предложил анализировать каждое происшествие, разбираться в причинах и незамедлительно принимать меры, чтобы ДТП не повторялись.
ЯНАО входит в десятку регионов с наименьшим количеством ДТП. За прошлый год на ямальских дорогах погибло 48 человек. И задача поставлена сложнее: снизить смертность до двух человека на сто тысяч жителей, то есть ниже, чем сейчас в Швеции.
– Основные причины – это столкновения, – подтвердил Виталий Холявко, начальник управления ГИБДД УМВД России по ЯНАО. – Как правило, они происходят на полосе встречного движения и имеют тяжкие последствия.
Наибольшее число лобовых столкновений случается на двухполосных региональных магистралях. Поэтому среди множества факторов, влияющих на безопасность, одним из основных названо качество трасс. Проблема решается расширением дорожного полотна и установкой разделительных барьеров, что требует серьезных финансовых затрат.
На Ямале чуть больше 2000 километров дорог регионального и межмуниципального значения, из них 66,2 % соответствуют нормативам, но это не значит, что остальная часть аварийно-опасные участки. Чаще всего ДТП происходят в крупных городах Ямала и на трассе Сургут – Салехард. Проблемными можно назвать и участки дорог с бетонным покрытием, как между Пурпе и Пуровском (116 км).
В плачевном состоянии дорога от южной границы ЯНАО до поворота на Ноябрьск. Специалисты говорят, этот участок необходимо капитально ремонтировать, иначе ситуацию не исправить. Проектная и сметная документация уже в разработке, серьезные просадки и ямы начнут латать в нынешнем году. Летом отремонтируют, в частности, подъезд к нефтяной столице Ямала, приступят к реконструкции трассы между Коротчаево и Новым Уренгоем. Также значительные средства выделены на ремонт участков от южной границы ЯНАО до Губкинского, на бетонку Пурпе – Пуровск, подъезд к речпорту Коротчаево.
– Отремонтируем самые опасные участки, почти 36 километров по всему округу в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», – заверил Максим Першиков, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО.
АКЦЕНТЫ
Скорость – снижать, штрафы – поднимать
Несмотря на пресловутую любовь русских к быстрой езде, ограничения и наказания в области дорожного движения будут меняться в сторону ужесточения.
Например, ГИБДД уже предлагает увеличить санкции сразу в шесть раз. Если сейчас превышение скорости на 20–40 км карается «пятисоткой», то станет три тысячи рублей.
До заграничных суровостей в сотни тысяч евро, правда, еще очень далеко. Неофициальный рекорд по величине штрафа приписывают Нидерландам – изъятие Bugatti Veyron, причем необратимое...
Пока в других странах с автомобилистами не церемонятся даже за незначительный скоростной перебор, в «Сколково» осторожно говорили о снижении нештрафуемого порога – с 19 до 10 км/час. Эксперты так опасаются народного недовольства, что уже пообещали сделать обсуждение долгоиграющим и публичным, с участием всех заинтересованных сторон.
ГИБДД обязалась в течение двух лет изучать ситуацию со скоростями. Предельную вообще могут даже увеличить – например, на дорогах с разделительными барьерами. В населенных пунктах, наоборот, не исключено ее снижение. В Швеции, где, напомним, наименьшая смертность, по городам и поселкам передвигаются со скоростью всего 30 км в час.
Шаг к ужесточению наказаний сделан буквально на днях – для водителей, скрывшихся с места аварии. Теперь за бегство грозит лишение свободы до четырех лет. В случае смертельного исхода – до девяти лет.
К важнейшим факторам безопасности отнесли воспитание грамотного участника дорожного движения. Причем в ЯНАО есть положительный опыт.
– Мы занимаемся работой с молодежью, – рассказал Александр Гудков, заместитель начальника окружного департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции. – Совместно с департаментом образования проводим конкурс «Безопасное колесо», с прошлого года ввели региональный конкурс «Авто-многоборье». Стараемся привлекать СМИ, делаем для школ специальные плакаты, проводим встречи сотрудников ГИБДД со школьниками.
МИР ТЕХНОЛОГИЙ
«Цифра» укажет, когда парковаться и спать
В ближайшие 5–10 лет дороги, по мнению экспертов, перейдут под тотальный контроль цифровых устройств.
Цифровизация уже вполне оправдала себя в малых масштабах. Так, установка «видеоглаза» на тысячах с лишним аварийно-опасных участках практически исключила ДТП. Всего на российских дорогах почти 20 тысяч камер, из них на Ямале – несколько десятков, и их количество будет расти.
Когда датчиками «ЭРА-ГЛОНАСС» оборудуют не только новые автомобили и общественный транспорт, как сейчас, а все транспортные средства, ни одно нарушение не останется незамеченным. «Цифровой инспектор» подскажет, когда следует остановиться для отдыха, что, вполне возможно, может предупредить ДТП и спасти чью-то жизнь.
Водительские удостоверения в электронном виде введут с 2020 года, на портале «Госуслуги» откроют личные кабинеты автомобилистов, не за горами появление на дорогах беспилотных транспортных средств. В перспективе сотрудники поста ДПС будут знать о машине и водителе все, включая маршрут и время в пути еще до того, как она приблизилась.