0°C
Салехард

Новости

Книжная полка: не Кларой единой

Литература наших дней всё ближе к равноправной: и сами женщины пишут хорошо и всё больше, и женские персонажи становятся ярче, сильнее, они больше не выступают в роли приложения к многогранному главному герою. Но так было не всегда.


Многие века литература считалась мужским делом, а женщину, обнаруживающую писательский талант, нарекали безнравственной и сумасшедшей. Сегодня, в честь Международного женского дня, мы расскажем о писательницах, которые стали первыми, открыв этот путь своим соратницам.

Сельма Лагерлёф «Трилогия о Лёвеншёльдах»

Эта шведская писательница, к счастью, прожила долгую жизнь и успела пополнить запасы мировой литературы многими значимыми и интересными произведениями. Скорее всего, вы либо читали самую её популярную книгу, либо смотрели мультфильм по ней. Я говорю о «Чудесном путешествия Нильса с дикими гусями». Но русский перевод и оригинал отличаются страниц на сто, если не больше.

Фото: poznanie-mira.ru
Фото: poznanie-mira.ru

Дело в том, что Сельма Лагерлёф задумывала свою книгу как энциклопедию для детей. Она построена на народных сказках и легендах, с фантастической канвой сплетены реальные исторические события и географические справки. По задумке писательницы, ребёнок, читая волшебную историю о мальчишке, улетевшем со стаей гусей, узнавал свою страну от древности до современности.

Русским малышам о Швеции знать было необязательно, поэтому при переводе оставили только сказочную фабулу. А вот критики оценили и задумку, и оригинальное исполнение истории про Нильса и других произведений Сельмы, и в 1909 году писательнице – первой из женщин – была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения». В 1914 году шведская писательница стала первой женщиной в составе Шведской Академии.

В СССР Лагерлёф тоже любили, ей даже была посвящена одна из почтовых марок. Если перечитывать сказку про Нильса вы не хотите, обратите внимание на трилогию о Лёвеншёльдах.

Последнее крупное произведение Лагерлёф состоит из трёх небольших романов: «Перстень Лёвеншёльдов», «Шарлотта Лёвеншёльд» и «Анна Сверд».

Это роман, посвящённый истории одной семьи на протяжении пяти поколений, события разворачиваются с 1730 года до 1860. Но это не традиционный семейный или исторический роман, хотя есть в трилогии и то, и другое. Здесь есть и мистический компонент, и тема возмездия, предзнаменования и рока. Таинственные происшествия соединяются в цепь, которая всё плотнее давит на наследников Лёвеншёльда. Конечно, всё закончится благополучно, Сельма верила в то, что добрая воля и желание справедливости могут развеять даже самые страшные проклятия.

2016 год

384 страниц (первая часть)

Book24 – 115 рублей, Литрес – 230 рублей (все три части)

Тони Моррисон «Возлюбленная»

Эта американская писательница стала первой афроамериканской женщиной – лауреатом Нобелевской премии по литературе. Она начинала как редактор, издала биографии Анджелы Дэвис и Мухаммеда Али. Литературный дебют самой Тони случился в 1970 году. Она написала роман «Самые синие глаза» о чернокожей девочке, которая верила, что с ней не случилось бы никаких бед и трагедий, если бы кожа её была белой, а глаза – голубыми. Книгу хорошо приняли в США, Моррисон стала голосом тех, кто много веков до этого безмолвствовал, – темнокожих женщин, которые были бесправны дважды: относительно белого населения и относительно своих отцов, мужей и братьев.

Фото: 24smi.org
Фото: 24smi.org

«Самые синие глаза» стали началом писательской истории Моррисон, а мировую известность и признание ей принёс другой роман – «Возлюбленная». За эту работу писательница в 1988 году получила Пулитцеровскую премию, а позже журнал «Time» включил её в сотню лучших романов на английском языке, выпущенных с 1923 по 2005 год.

В основе книги – реальные события, происходившие в штате Огайо в 80-х годах ХIХ века: история чернокожей рабыни, которая убивает свою дочь, спасая ее от рабства. Да, мать настолько хороша знакома с тяготами рабской жизни, что принимает это страшное решение – лишить собственного ребёнка жизни.

Сегодня это кажется чудовищным поступком, но для героини он был единственно возможным. Хотя она мучается угрызениями совести многие годы. И эти муки воплощаются в виде призрака погибшей девочки, с которым приходится уживаться и самой Сэти (несчастная мать) и её выжившим детям. Возможно ли избавление от страданий прошлого, когда твоя жизнь, кажется, наладилась? Как успокоить демонов вины и скорби?

Роман «Возлюбленная» не просто рассказывает о печальных судьбах чернокожего населения США, он ещё полон магии и лирики. В одноименной экранизации, снятой Джонатаном Дэмме и номинированной на Оскар в 1998 году, роль главной героини сыграла звезда американского телевидения Опра Уинфри. Тони Моррисон стала Лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1993 года как писательница, «которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

2005 год

448 страниц

ЧитайГород – 450 рублей, ЛитРес – 240 рублей

Вирджиния Вулф «Своя комната»

Британская писательница, литературный критик и эссеистка. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины ХХ века. Женщина, благодаря которой «поток сознания» стал не только интересным авторским приёмом, но и вполне доступным для понимания и чтения в удовольствие. Участница знаменитого кружка «Блумсбери».

Фото: pinterest.ru
Фото: pinterest.ru

Фигура Вулф загадочна и притягательна, её произведения, видимо, будут исследовать и обсуждать (и осуждать, возможно) ещё не один десяток лет. Загадки её жизни, писательства и смерти заставляют многих талантливых людей обращаться в своём творчестве к персоне Вулф. Роман Майкла Каннингема «Часы» был посвящён трём поколениям женщин, пострадавших от романа Вулф «Миссис Дэллоуэй». За эту книгу Каннингем получил Пулитцеровскую премию, а за роль Вирджини Вулф в одноимённой экранизации «Часов» Николь Кидман вручили «Оскар». «Общество Вирджинии Вулф» есть даже в Японии, а в Google в 2018 году сочли необходимым выпустить именинный doodle в честь Вирджинии, хотя это был даже не юбилейный год со дня рождения писательницы.

«Своя комната» – первое обстоятельное эссе о женщинах и литературе, поэтому не включить его в сегодняшний обзор нельзя. Вулф размышляет в нем и о женщинах-авторах, и о женщинах-героинях. В 1928 году, когда «Своя комната» писалась, литература всё ещё оставалась во власти мужчин. И Вирджиния хотела объяснить, прежде всего, для себя, что среди женщин мало писательниц не по тому, что представительницам «слабого» пола этот талант присущ в меньшей степени, а потому что многовековое угнетение лишило их возможности даже попробовать.

Конечно, «Своя комната» считается одним из сильных феминистских высказываний. Не надо пугаться и путать феминизм с мужененавистничеством – Вулф ни разу не говорит, что женщины лучше мужчин. Напротив, она отмечает, что цивилизованное общество предполагает сотрудничество полов и отказ от бессмысленного соперничества за власть. «У каждого на затылке, – пишет Вулф, – есть пятно размером примерно с шиллинг, которое он не в состоянии увидеть самостоятельно. Это одна из тех добрых услуг, которые два пола могут оказать друг другу, – описать это пятно размером с шиллинг».

Эссе интересно не только с точки зрения теории феминизма, но и как рассказ о первых женщинах-литераторах, о начале эпохи высшего образования для женщин и просто как захватывающий текст в привычной для Вирджинии Вулф манере.

2019 год

144 страницы

Book24 – от 150 рублей, ЛитРес – 100 рублей


0

0

0

0

0

0



Темы