0°C
Салехард

Новости

Книжная полка. Текст, Щегол и Зулейха

Осень – время собирать не только сельскохозяйственный урожай, но и кинематографический. Стартует новый сезон, и не боевиками, комедиями и фантастикой жив большой экран. Рассказываем о трех произведениях, которые стоит прочесть, прежде чем покупать билет в кинозал.


Гузель Яхина. «Зулейха открывает глаза»

Кажется, практически не осталось людей, не читавших этот роман, но не сказать о нем нельзя. В 2015 году он просто взорвал читательское сообщество, пережил несколько тиражей, стал, пожалуй, первым российским бестселлером за долгие годы и получил сразу две важные литературные премии: «Большая книга» и «Ясная Поляна». Успех произведению обеспечили искренняя авторская интонация, дивная героиня и любимая россиянами тема репрессий и мытарств.

Фото: justpick.ru
Фото: justpick.ru

Популярный роман изначально был написан Гузелью Яхиной в виде сценария. Фото: justpick.ru

Действие романа «Зулейха открывает глаза» начинается в 1930 году, в татарской деревне. Героиня терпит издевки свекрови, подчиняется воле мужа, подкармливает духов леса. Современному читателю такая жизнь кажется трудной и часто несправедливой, а Зулейха другой не хочет. Но судьба ее не спрашивает.

Зимой 1930 года красный офицер Игнатов убивает мужа Зулейхи, а ее саму вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по каторжному маршруту в Сибирь.

Во второй части Зулейха с соратниками по несчастью оказывается в глухой тайге на берегу Ангары –  без пищи, крова и теплой одежды. Группке ссыльных людей разных национальностей и религий предстоит вместе бороться за выживание против суровой природы и нового правительства. Одни не переживут голода и холода, другие же не просто выживут, а сумеют построить поселок.

Гузель Яхина настолько точно и при этом образно рассказывает историю, что читатель испытывает эффект погружения с первых же страниц, поэтому для особо впечатлительных и слабонервных книга может оказаться травмирующей. Но дочитать ее стоит, чтобы еще раз восхититься силой человеческого духа.

Роман экранизирован в виде сериала, главные роли сыграли Чулпан Хаматова и Сергей Маковецкий. Режиссер проекта – Егор Анашкин. Точная дата выхода на экран пока не названа, однако первая награда уже есть – приз на фестивале «Читка», где «Зулейху» назвали самой ожидаемой экранизацией 2019 года.

Донна Тартт. «Щегол»

Одни называют эту книгу «Гарри Поттер без волшебства», другие – «Шантарам для девочек». Хотя, по сути, это роман воспитания. 

Американская писательница Донна Тартт работала над «Щеглом» почти десять лет, и получился он тонким, эстетским, филологическим. Его тепло приняли читатели и критики, автор получила несколько литературных премий, в том числе Пулитцеровскую.

Фото: inguirer.com
Фото: inguirer.com

Свое восхищение романом Донны Тартт выразил Стивен Кинг, добавив, что таких книг, как «Щегол», за десять лет появляется штук пять, не больше. Фото: inguirer.com

Главных героя два: Тео Декер, которому в начале повествования 13 лет, и картина. Да-да, картина. «Щегол» голландского художника Карела Фабрициуса. Именно это полотно практически руководит судьбой Тео. 

А встречаются эти двое при трагических обстоятельствах. Происходит взрыв в нью-йоркском Метрополитен-музее. Декер теряет мать, но получает от умирающего старика кольцо, картину и указание вынести это из здания. По сути, он крадет шедевр, но пока не до размышлений. С этого момента начинаются долгие (на 800 страниц мелким шрифтом) приключения «Щегла» и его похитителя, о которых сам Тео нам и рассказывает.

Декер перемещается из Нью-Йорка в Лас-Вегас и Амстердам, из особняка мецената – в гостиничный номер и жилище краснодеревщика. Пытается найти себя и хоть какой-то смысл в происходящем. Совершает ошибки, очень много ошибок. Практически оказывается на дне и использует шанс выбраться к свету.

Пронзительно и местами смешно, щедро разлив по страницам красоту и окутав всё тайной, Донна Тартт рассказывает о силе искусства и его влиянии (не всегда положительном) на судьбу конкретного человека. Попутно отсылая внимательного читателя к текстам Брэдбери и Диккенса, описывая человеческие психотипы (от беспринципного негодяя до высокоморального спасителя), придумывая герою сложную и интересную судьбу. 

За экранизацию «Щегла» взялся режиссер Джон Краули. Главные роли сыграли Энсел Элгорт, Сара Полсон и Николь Кидман. Картина идет с 12 сентября, действо растянулось на два с половиной часа. Но всё ли вместилось в хронометраж, не узнаешь, не погрузившись в роман. Он хоть и объемный, но можно успеть за время проката.

Дмитрий Глуховский. «Текст» 

В книжный магазин какой бы европейской страны вы ни зашли, обязательно найдете там что-то из вселенной «Метро» Глуховского. Постапокалиптические, антиутопичные романы прославили писателя и журналиста на весь мир, при этом российское читательское сообщество из-за историй о «Метро» часто относится к Глуховскому как к писателю жанровому, несерьезному. Но «Текст» расставил всё по местам – произведение реалистичное, глубокое и остросюжетное.

Фото: chitai-gorod.ru
Фото: chitai-gorod.ru

Идея произведения, по словам Дмитрия Глуховского, вызревала  несколько лет, тогда как сама работа заняла несколько месяцев.Фото: chitai-gorod.ru

Дело происходит в Москве 2016 года. Илья Горюнов, бывший студент-филолог, возвращается домой после семилетнего заключения за преступление, которого он не совершал (ему подбросили запрещенные вещества). Его удивляет изменившаяся столица и ее жители. Но больше всего – обилие смартфонов, которые раньше были только у самых богатых. Илья едет в родную Лобню, узнаёт, что мать умерла за день до его возвращения. Понимает, что остался один: с друзьями юности больше нет общих тем для разговоров, девушка давно в статусе бывшей. 

Из чистого любопытства Горюнов находит в соцсети страницу лейтенанта, который сломал ему жизнь, незаслуженно отправив за решетку. У героя появляется новая цель – отомстить. Путем сложных манипуляций Илья достает телефон обидчика и, по сути, крадет его личность. Ведь смартфон сейчас – практически Кощеев ларец, в нем вся жизнь человека и возможность эту жизнь отобрать… 

По жанру «Текст» похож на психологический триллер, но есть в нем и элементы криминального детектива, и важная романтическая линия, и вопросы этического выбора. 

Экранизировал роман Глуховского режиссер Клим Шипенко, главную роль сыграл Александр Петров. Также в фильме снялись Кристина Асмус и внук Олега Янковского – Иван. Премьера назначена на 17 октября, времени хватит, чтобы прочесть первоисточник.


Кристина Куплевацкая


0

0

0

0

0

0



Темы