Новости
«На Севере холодно, но люди добрее»: тюменец удивляется отзывчивости салехардцев
Ямал привлекает людей из разных регионов и кто-то остаётся на Севере жить, потому что тут «теплее». Речь не про погоду, а про отношения. Новоявленный салехардец похоже выяснил, почему так происходит.
«Здравствуй, мама. Прошло три месяца, как я уехал. А время пролетело, как один день. Только вчера, кажется, улетал из Тюмени, где было минус 7 градусов по Цельсию в Салехард, встретивший ледяными объятиями из минус 22 и пронзительного северного ветра...
Всю сознательную жизнь я ворчал, что меня никто не ссылал в Сибирь. И вот по иронии судьбы теперь оказался на Полярном круге.
Удивительно: тут холоднее климат, но люди – теплее, добрее. Просто другой мир. Когда меня заселили в коммунальную квартиру, то соседи в первый день знакомства угостили меня горячей едой. Разделили свой ужин с незнакомым человеком.
Был ещё момент, когда я не рассчитал салехардские цены и деньги кончились раньше времени. Коллеги поняли ситуацию и принесли продуктов полный холодильник. Безвозмездно.
От этой человеческой доброты я чуть не заплакал. Ничего даже близко похожего не вспомнилось из тюменской жизни.
Сначала я думал, что это только мне повезло встретить такое отношение. Но познакомился с людьми, которые уезжали в теплый климат, но потом вернулись на родной Север. И все говорят моими словами: «Здесь люди добрее».
Вот и я теперь, несмотря на морозы, ветра и мошку, не хочу уезжать с Севера, мама. Но это не значит, что я не приеду в отпуск к тебе. Привет Тюмени».
Есть ли на самом деле особая северная доброта или парню только кажется? Об этом «Красный Север» поговорил с Анатолием Меренковым, заведующим кафедрой прикладной социологии УрФУ, доктор философских наук, профессор.
– Понимание доброты – очень тонкий вопрос. Наукой зафиксировано существование двух взаимоисключающих культур: коллективистской и индивидуалистической, – отметил профессор. – Индивидуалистическая культура исторически связана с охотнической деятельностью. Когда человек мог отдельно себе что-то добыть и получать больше чем другие, удовлетворяя только свои потребности. Коллективистская культура подразумевает объединение с другими людьми. В пример можно привести народы, которые выращивали рис. В одиночку это сделать невозможно, потому что необходимо строить ирригационные системы, осваивать земли и собирать урожай. Только так появится еда, и люди не умрут от голода.
Культурные отношения во многом определяются климатическими особенностями. На Севере условия требуют сплочённости и помощи друг другу, потому что в одиночку можно не справиться и умереть. Сознание работает по принципу: «Ты помог мне, я помогу тебе». Соответственно, в более благоприятном климате шансов выжить самостоятельно больше, поэтому отзывчивость проявляется в крайних случаях: резонансное происшествие, наводнение или лесные пожары.
– В местах с экстремальными условиями жизни, а Север относится именно к таким, борьба за индивидуальное выживание фактически не даёт результата, поэтому люди вынуждены проявлять разные формы сотрудничества и помощи друг другу. Это может восприниматься как доброта, – пояснил Анатолий Меренков.
А в каких случаях и где проявляли доброту к вам? Что вызвало сильное удивление? Пишите в комментариях.