обновлено: 12:14, 22 сентября 2022
Новости
На связь с салехардскими школьниками вышли учителя из космоса
На уроке географии космического масштаба побывали вчера почти два десятка салехардских школьников с 7 по 11 классы. В роли учителей прямо с борта Международной космической станции выступили космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков и Сергей Кудь-Сверчков.
Космоуроки для российских школьников проводятся с августа этого года. У проекта, организованного совместно Роскосмосом и московским Музеем космонавтики, с прямым подключением к МКС, обширная география – присоединиться к интерактивному уроку может каждый.
Семинары по биологии, естествознанию, физике, географии, физкультуре проводят исключительные эксперты – космонавты с МКС, а вместе с ними – профессора, ученые, исследователи, находящиеся в студии Музея космонавтики.
Качество связи с МКС превосходное, а уж про наглядные примеры и опыты в рамках космоуроков по биологии или физике, с парящими в невесомости станции предметами, и говорить нечего. Для космонавтов – это обыденная повседневность, а вот школьники смотрят и слушают с огромным интересом.
Вместе с Салехардом к космоуроку по географии «Земля – наш космический адрес» подключились также Федеральный образовательный проект «УчимЗнаем» из Москвы и образовательный центр «Сириус», Сочи. Перед тем, как начать урок, школьников окружной столицы приветствовал Алексей Титовский, глава города:
– Побывать на уроке, который проводят космонавты с космической станции, – событие, которое, я уверен, запомнится на всю жизнь. Возможно, сегодня кто-то из вас действительно загорится мечтой о космосе и спустя какое-то время уже сам будет вести урок с космической станции.
Модераторами урока стали Герой России, летчик-космонавт, Герой Советского Союза Александр Лавейкин и заместитель начальника отдела оперативного мониторинга и анализа данных Научного центра оперативного мониторинга Земли Оксана Кушнырь. Они рассказали учащимся, как расположение космодромов влияет на орбиты выведения спутников, о выведении спутников на орбиту Земли и изучении планеты из космоса.
Александр Лавейкин рассказал о том, как впервые увидел Землю из космоса:
– Когда я в первый раз посмотрел в иллюминатор космического корабля «Союз-ТМ2», когда уже после смотрел в иллюминатор станции «Мир», и тем более, когда выходил в открытый космос, я всегда ловил себя на мысли, что те люди, кто создают школьные карты и глобусы, детей не обманывают. Именно так Земля и выглядит из космоса с высоты орбиты – 400-450 км.
Герой Советского Союза поделился также, что во время полета можно одновременно увидеть в иллюминатор с одной стороны – Москву, а с другой – Крым, при этом, сама станция находится на орбите над Курском. По воспоминаниям Александра Лавейкина, их готовили к возможной посадке за Полярным кругом, даже научили строить дома изо льда – иглу, и дали с собой в полет теплые вещи, которые, впрочем, не пригодились.
Школьники не только слушали затаив дыхание, но и выполняли задания, отвечая на довольно сложные вопросы, задаваемые ведущим из студии Музея космонавтики. Кроме того, они и сами смогли задать свои вопросы космонавтам. В частности, ребятам из Москвы было интересно, можно ли прогнозировать природные катаклизмы с борта МКС. Ребят из «Сириуса» интересовало, какие наземные объекты хорошо видны из космоса, какие самые красивые виды из космоса на Земле. Школьники из Салехарда задали более практичный вопрос – о прогнозировании лесных пожаров, учитывая тот факт, что округ с ними сталкивается ежегодно.
– Трасса орбиты МКС проходит за пределами ЯНАО, но задачи по регистрации пожаров стоят. Они проводятся в рамках эксперимента «Сценарий», – пояснил космонавт Сергей Рыжиков. – Мы оперативно регистрируем новые пожары и продолжающиеся. Передаем информацию в центр МЧС, там она оперативно обрабатывается, происходит техническое моделирование и прогнозирование развития пожаров. Поэтому, да, мы непосредственно в эту работу вовлечены.
Ещё один вопрос салехардских учащихся касался полярных сияний, которые ямальцы могут наблюдать, подняв головы вверх, а вот космонавты – буквально глянув в иллюминатор. По словам Сергея Кудь-Сверчкова, северное сияние одинаково красиво при наблюдении как с поверхности планеты, так и из космоса.
Последний вопрос ямальских школьников касался страниц в соцсетях космонавта Сергея Кудь-Сверчкова, где он выкладывает фотографии Земли и просто рабочих моментов на станции. Сергей Владимирович заверил, что продолжит полезную популяризацию космонавтики, а еще пообещал, что по возвращении с МКС с удовольствием посетит Салехард, где бывал уже не раз.
После окончания космоурока ребята остались под огромным впечатлением от увиденного и услышанного.
– Я очень хотел бы, чтобы такие уроки проходили регулярно. Возможность пообщаться с космонавтами, которые находятся сейчас на МКС, – большая редкость, – говорит ученик 10 класса второй салехардской школы Ярослав Соловьёв.