Новости
На выставке «Тайны Мангазеи» представлены уникальные экспонаты со стоянок купцов, перевозивших в XVII веке товары волоком
В музее Нового Уренгоя представлены экспонаты ямальских путешественников, которые они собрали во время уникальной экспедиции по пути Мангазейского волока средневековья.
Странствия растянулись на три года, энтузиасты раз за разом открывали новые страницы древнего пути торгового люда в российской Арктики.
В ходе большой исследовательской работы по старинным чертежам кормчих был восстановлен реплик поморского карбаса «Архангелъ». Используя только весла и бечеву, протаскивая по сухому волоку тяжеловесную деревянную лодку – через буреломы и труднопроходимые места, – путешественники прошли настоящий экзамен на силу и выносливость.
По словам одного из восьми участников экспедиции Алексея Широкова, третий этап стал самым сложным.
– Восстанавливая ход купцов, мы около 10 км тащили все на своих плечах. Весь груз стянули в резиновые лодки, и все равно карбас был тяжелым, – поделился воспоминаниями Алексей Широков. – А затем еще и эти лодки, каждая из которых весила более 100 кг, надо было нести на себе.
Порой, казалось, что сил уже не остается, начали одолевать сомнения.
– Физически было трудно, а когда пошли в разведку в одно из мест, оказалось, что пройти не реально, поэтому на совете решали будущее путешествия, – продолжил Широков.
Часть пути проходили сухими волоком, почти половину – по воде. По ходу движения путешественникам открывались места древних стоянок отдыха купцов, вдоль которых пролегли деревянные рельсы, рядом – ветхие, но еще крепкие деревянные колеса от телег, встречались и кованные гвозди.
– По всему пути следования мы находили такие изделия, и все ведь выполнено вручную, – рассказал Алексей Широков. – Тогда-то мы и поняли, какие были люди крепкие, каким долгим и нелегким был путь из старой Мангазеи в новую.
При этом путешественник отмечают, что в XVII веке это было вполне обыденно – возить товар по таким крутым северным речкам, уповая на парус, весла, шесты и бечеву, а часть дороги все тащить на себе.
За плечами группы энтузиастов – около 500 км водных путей, которые они преодолели мокрым волоком в 2019 году. Тогда, по рассказам путешественников, маршрут проходил по реке Таз – от Красноселькупа до Старотуруханска и далее спускался по Енисею до Туруханска. В этом году завершающая экспедиция стартовала 31 мая из Красноселькупа вниз по реке Таз, и на реплике карбаса отправилась против течения до рек Худосей и Поколькы.
Проект поддержан правительством Ямала на заседании Попечительского совета окружного отделения Российского географического общества под руководством главы региона Дмитрия Артюхова и финансовой поддержке предприятия «Газпром добыча Ямбург».
Добавим, что выставка работает в галерее по адресу: ул. Молодежная д. 3 ежедневно, кроме понедельника. При себе необходимо иметь защитную маску и QR-код.