обновлено: 09:01, 15 января 2024
Новости
«Не бывает археологов-любителей». Ученые предупредили путешественников по Ямалу
Вслед за весной, на Ямал скоро потянутся туристы из различных регионов. Не прочь изучить новые места и сами жители автономии. Но специалисты предупреждают: в изыскательских порывах, при всей любви к путешествиям и истории, стоит помнить важный принцип – «Не навреди».
Добраться в Арктический регион, где сочетается уникальная самобытность тундровиков и высокотехнологичная промышленность, современная архитектура и уникальные объекты культурного наследия, становится все проще. С открытием круглогодичного движения между Салехардом и Надымом интерес к здешним местам будет только расти. И тут рады гостям – тем, кто уважает седой Ямал и не станет «вырывать» из его истории целые страницы, на память…
В профессиональном сообществе вызвала резонанс недавняя публикация в «Красном Севере», где рассказывалось о москвиче, который собирается на Ямал – в путешествие с элементами археологии. Ученые и представители службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО сочли важным пояснить, к каким последствиям могут привезти самовольные исследования и как поступать правильно, если в руки вдруг попалось древнее «сокровище».
Грабили не раз
– Посмотрите, вот тут бойко торгуют древностями, – старший научный сотрудник сектора истории и археологии Научного центра изучения Арктики Андрей Плеханов показывает сайт. Среди предложений есть артефакты очень похожие на те, что найдены учеными на Ямале.
Общие наблюдения печалят специалистов: интерес к археологическим памятникам становится все активнее. Все чаще, приезжая на раскопки, они видят следы «черных» предшественников. Такие исследователи себя не афишируют, но готовятся качественно, собирают данные, в том числе по публикациям СМИ.
Так было с могильником Нюрымпосллор в Приуральском районе, который начали изучать в 2018 году. Памятник датируется 19 веком, ученые обнаружили здесь кенотаф – имитацию погребения. Находка заинтересовала и зарубежных ученых, в частности, из Южной Кореи. Однако пока представители науки собирали новую экспедицию, место успели разграбить. Не обязательно чужаки. Местные могли позариться – не исключают ученые. Хотя в большинстве своем именно благодаря коренным жителям случаются уникальные открытия. Например, жители Аксарки помогли обнаружить древнее поселение Горный Самотнёл-1. Изучив его, ученые доказали, что сетевое рыболовство на Оби существовало еще 5 000 лет назад!
Более свежий пример – прошлогодняя находка хорошо сохранившихся останков мамонта на озере Печевалавато. Ее назвали Тадибе, по фамилии обнаруживших кости мужчин. Благодаря им, у Ямала появилась очередной повод для гордости, а у ученых – новые возможности для исследования вымерших гигантов.
Чтобы правильно копать, понадобятся годы
– Нужно понимать, что не бывает археологов-любителей, как не бывает любителей-хирургов или любителей-стоматологов. В нашей профессии, как и во многих других, главный принцип – «Не навреди!», – подчеркнул Андрей Плеханов.
Чтобы заниматься раскопками профессионально, нужно разрешение. Оно называется «открытый лист» и выдается индивидуально каждому археологу в Министерстве культуры России, причем по запросу на конкретную территорию или памятник.
Однако и первый разрешительный документ светит лишь человеку, который как минимум два года поработал в экспедиции под руководством ученых. И пока ему доверят только разведку с топографическими съемками и осмотром.
– Любые археологические работы, будь то разведка без закладки шурфа или сами раскопки, могут проводиться только при наличии открытого листа. По итогам работы следует отчет, который проходит независимую экспертизу, тем самым подтверждается право на новый лист, – пояснил Андрей Плеханов.
И уточнил: вторая серия тоже предполагает ограничения – разрешат разведку с вскрытием 20 квадратных метров. Рассчитывать на полноценные раскопки можно лишь спустя несколько лет. При этом все обнаруженные артефакты ученые сдают в музеи на основании открытого листа и отчета. В иных случаях у музейщиков возникает резонный вопрос о законности раскопок.
Находки, конечно же, бывают случайными, но Андрей Плеханов заострил внимание на том, что увезти, забрать на память их нельзя, даже если кажутся «мусором».
– Есть понятие археологический массовый материал, для каждой территории или памятника он разный. Например, в Средиземноморье это фрагменты керамики. Для нашего региона, где кочевые культуры минимизированы в своем быту, что прослеживается и сейчас, любой артефакт не может быть массовым. Мы в буквальном смысле бьемся за каждый фрагмент, – прокомментировал ученый.
В связи с этим научное сообщество просит гостей и жителей Ямала ни в коем случае не выдергивать, не выкапывать и не тащить в личные архивы то, что может послужить исследованию.
– Это все равно, что взять книгу и вытащить оттуда целую главу – мы больше не сможем прочитать ее в изначальном виде. Важны не только сами артефакты, а детали, на основе которых реконструируется жизнь в древности, – подчеркнул Андрей Плеханов.
КАК ПРАВИЛЬНО
Три правильных шага для удачливых изыскателей:
1) Сфотографировать находку, желательно положив рядом какой-то предмет, который поможет оценить размеры. Подойдет спичечный коробок, паспорт, зажигалка и тому подобное.
2) Сделать GPS-отметку, чтобы указать местонахождение находки.
3) Обратиться в музей или к ученым, отдать сведения о находке или ее саму, если все-таки забрали.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Рассказы про нечаянные находки чаще всего неправда»
В службе государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО тоже будут рады археологическим новостям от граждан. Руководитель структуры Елена Дубкова подчеркнула: факт того, что человек сам сообщил о найденном артефакте или принес его специалистам, служит подтверждением чистых помыслов. В противном случае изыскателя может ждать наказание по статье 243.2 УК РФ «Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания».
– С 2013 года законом четко определено, что поиск или изъятие археологических предметов даже с поверхности земли является нарушением. Предусмотрен штраф до 500 000 рублей или лишение свободы на срок до двух лет.
Ответственность может быть и жестче. Если поиск шел на территории объектов культурного наследия, к которым относятся археологические памятники, то штраф вырастет до 700 000 рублей, лишение свободы – до четырех лет. Использование металлоискателя или других технических средств увеличивает штраф до миллиона рублей, а лишение свободы – до 6 лет, – прокомментировала Елена Дубкова.
Практика показывает, что без специальной подготовки или особого интереса к археологическим памятникам находок практически не происходит.
– Артефакты, будь это фрагмент керамики или каменного орудия, очень сложно отличить от природных объектов. Когда люди, которые приезжают в наш регион и что-то находят «нечаянно», чаще всего это неправда, – утверждает Елена Дубкова.
Пока на Ямале не было такого наплыва копателей, как в Крыму или Краснодарском крае. Но первые «звоночки» заставляют насторожиться и напоминать приезжим и местным путешественникам о гражданской сознательности.
– Для любителей истории найденный артефакт – интересное, красивое и, может быть, ценное изделие. А музейному работнику и археологу очень важно увидеть этот предмет в контексте. Учитывается, на какой глубине залегала находка, что ей сопутствовало. На основании этого делают выводы – было ли это поселение, стоянка древнего человека или погребение, – отметила она.
В ведомстве надеются на бережное отношение не только к археологическим памятникам, но и к таким объектам культурного наследия, как 501-я стройка. Интерес к ней с открытием движения по дороге Надым – Салехард растет, объекты становятся более уязвимыми.
– Призываем не забирать на память ничего из оставшихся зданий или железной дороги. Туристам важно уважительно относиться к истории, чтобы будущие гости с интересом приезжали в наш регион. Если бы каждый путешественник забирал кусок булыжника с французского Монмартра, то от него вряд ли что-то осталось к сегодняшнему дню, – подытожила Елена Дубкова.
Добавим, что все, кто жаждет исследований или хочет быть причастным к сохранению объектов культурного наследия, могут стать волонтерами. В прошлом году, к примеру, добровольцы работали на археологическом памятнике вблизи Салехарда, помогали с реставрацией начальной школы 501-й стройки. В этом году волонтеров вновь приглашают на восстановление начальной школы, а также на реставрацию здания Обдорского музея. Чуть позже станет известно, где можно будет поработать вместе с археологами.