Новости
Нуждающиеся и дающие. Обманутые салехардцы поблагодарили мошенников за науку
После поимки двух жуликов, которые дурачили северян историей о больном ребенке, завсегдатаи соцсетей сошлись во мнении: проделки махинаторов – не повод отказываться от благотворительности.
Расследование уголовного дела по факту мошенничества, о котором «Красный Север» уже сообщал, продолжается. Как нам рассказали в УМВД России по ЯНАО, обвиняемых, уже сознавшихся во всем, пока не привозили на Ямал. Вероятно, и судить их будут на малой родине, ведь молодой человек и девушка, хоть и обманывали северян, делали это с территории другого субъекта.
– Главное – что благодаря совместной работе с коллегами из Краснодарского края деятельность злоумышленников удалось оперативно пресечь, – говорят полицейские. – Жаль, что в рамках УК они ответят за сравнительно небольшое количество эпизодов. Их могло бы быть гораздо больше, если бы минимально необходимая для возбуждения дела сумма ущерба составляла, например, тысячу рублей…
Напомним, в итоге в статусе потерпевших оказались всего семь салехардцев, которые сообща перечислили жуликам примерно 140 тысяч рублей. «КС» нашел одного из этих горожан. Александр Ананьев перевел скрывавшимся за фейковой страницей южанам пять тысяч.
«Отправил сколько мог»
Вот как вспоминает произошедшее сам горожанин:
– «Марина» сама написала мне в соцсети. Сказала, что ей нужна помощь, я зашел к ней на страницу, увидел объявление. Там еще в статусе было что-то вроде счетчика, сумма сбора со временем уменьшалась. Задал несколько вопросов: какая нужна помощь, куда обращались, могу ли я чем-то посодействовать. Но получил ответ, что в сложившейся ситуации время – деньги. Конечно, с самого начала не исключал, что это могут быть мошенники, но перевод сделал. После этого они снова обратились ко мне. Я сказал, что уже отправил, сколько мог. Потом в интернете попросил единомышленников поддержать. И примерно через час мне прислали скриншоты сообщений, подтверждавшие обман. Написал «Марине»: «Спасибо за науку»…
Когда стало уже очевидно, что я пообщался с жуликами, задал сам себе вопрос: «Ну и как ты себя чувствуешь?» Все ведь в курсе таких ситуаций, всех предупреждают, пытаются уберечь людей. Я и сам очень хорошо знал об этой профилактической работе. Но что было бы, если бы мне сегодня опять написали? – размышляет Александр. – Перевел бы я деньги или нет? Парадоксально, но даже теперь ни секунды не сомневаюсь: да, перевел бы. Каждого просящего невозможно проверить.
После сотрудники МВД вышли на меня сами. Позвонили: «Вы переводили деньги?» Вот тут-то, если честно, я подумал, что это снова мошенники, – смеется салехардец. – Лишь когда звонивший согласился встретиться со мной в отделе, понял, что действительно говорю с полицейским. Ребята вежливые, внимательные, когда пришел – только что чаю мне не предложили. Решил написать благодарность руководству, чтобы их как-то отметили – не за то, что в итоге нашли жуликов, а просто за человеческое отношение, – рассказал Александр.
Что до самих фигурантов дела, возможность посмотреть на создателей аккаунта «живьем» салехардца не слишком волнует: «А зачем? Мне эти люди неинтересны».
«Отчитывались за каждую копейку»
Как убедить людей откликнуться на реальную беду, когда любое объявление может оказаться искусным обманом? Татьяна Крус из Ноябрьска знает, что такое собирать деньги через соцсети.
Дважды женщина нуждалась в поддержке, чтобы купить лекарства для дочери Кати Ивановой. Чтобы не заподозрили в мошенничестве, мама ежедневно отчитывалась в группе о поступлении и расходовании денег.
Напомним, два года назад девочке срочно были нужны препараты от рассеянного склероза: оставался всего один укол, положение казалось безвыходным. Средства и лекарства искали всем Ямалом. Через год Татьяна обратилась за помощью к землякам, чтобы собрать деньги на лечение Кати в Тюменском центре рассеянного склероза.
– Лишь один раз в группе появился негативный отзыв по поводу сбора, – рассказала «КС» Татьяна Крус. – Мы ежедневно размещали скриншоты с данными тех, кто перевел деньги, и отчеты о том, куда их тратим. У нас маленький город, многие знают Катю, меня. Так, мои одноклассники, а это 40 человек, все перечислили средства. Был опубликован номер телефона, по которому можно позвонить. Одна девушка принесла нам деньги домой, не стала переводить. У людей не было поводов заподозрить нас в нечестности, мы постоянно были на связи, не скрывались.
Кстати, сейчас у Кати Ивановой все нормально. Препараты, необходимые для поддержания здоровья, есть, девочка учится в 11 классе. В социальных сетях до сих пор остается группа, в которой проходил, а потом был закрыт сбор средств для Кати. Люди по-прежнему пишут Татьяне, спрашивают о судьбе дочери, переживают о наличии препаратов.