Новости
Опыт Ямала по кочевому образованию оценили сенаторы Совета Федераций
Развитию кочевого образования на Ямале посвятили выездное заседание комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
Мероприятие в Салехард состоялось по инициативе председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой. Сенаторы и представители Министерства просвещения РФ в подробностях ознакомились с работой образовательных учреждений округа.
Высокие гости побывали в Ямальском многопрофильном колледже, посетили урок для малокомплектной школы. Его разработала и провела студентка Ангелина Лаптандер из Приуральского района. После окончания колледжа девушка собирается работать в кочевой школе.
Председателя комитета Лилию Гумерову так впечатлило выступление ямальской студентки, что она пригласила ее на круглый стол в Совете Федерации, чтобы Ангелина рассказала о том, что получается, а на что нужно еще обратить внимание.
Участники совещания побывали и в Приуральском районе: посетили школу и детский сад для детей из числа коренных народов. Опытные педагоги и методисты рассказали гостям о том, как организована учебная и воспитательная работа с детьми тундровиками.
Сенатору Римме Галушиной понравилось, как организована досуговая деятельность в интернате для детей кочевников.
– Все чем могут увлекаться дети, эти возможности им предоставлены: от занятий лепки из глины до кукольного театра и новейших технологий. При такой занятости и досуге, думаю, что дети, в первую очередь, будут в безопасности, – отметила она.
После, вместе с руководством округа, обсудили самые актуальные вопросы кочевого образования и наметили план действий – он станет основой для решений на федеральном уровне.
По мнению сенаторов, «Кочевая школа» позволит не только создать новые рабочие места, повысить доходы работающих в тундре специалистов, но и организовать воспитательный и образовательный процесс с приобщением к традиционному образу жизни, укрепить семейные связи. Самое главное, что детей оленеводов не портят блага цивилизации. До сих пор многие из них, окончив школу, возвращаются в тундру и продолжают дело и традиции предков. А значит, сохраняют самобытность своего народа, язык, культуру и традиции.
– Опыт Ямало-Ненецкого автономного округа занимает передовое место по кочевому образованию. Его обязательно надо учитывать и транслировать в те регионы, где он мог бы быть полезен, – считает Лилия Гумерова.
По мнению участников заседания, дополнительный толчок к развитию системы образования в местах кочевий даст программа «Дети Арктики». Вопрос о ее включении в госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» сейчас прорабатывается на уровне профильных министерств и ведомств. В программе будут учтены все предложения субъектов РФ, входящих в Арктическую зону Российской Федерации.
– Сегодня кочевое образование не закреплено законодательно и возникают сложности при лицензировании. Мы понимаем, что эта форма обучения в регионе очень востребована, она помогает сохранить языковое многообразие. На заседании прозвучали мысли профессионалов, которые прекрасно ориентируются и знают состояние дел. Все это достаточный материал, чтобы его проанализировать и переложить в необходимые законы, – подытожила председатель комитета Лилия Гумерова.
Окружной департамент образования получил ряд рекомендаций от российских сенаторов. Визит комитета на Ямал – это только начало большой работы, она продолжится в Москве.
Отметим, на Ямале проект «Кочевая школа» реализуется уже несколько лет. В настоящее время кочевым образованием охвачено более 200 ямальских детей, в местах кочевий работают 17 детских садов и 5 начальных школ.