Новости
От Нового Уренгоя до Анадыря: на «Бурлаках» по соленому снегу
Предприниматель Евгений Сказка из Лабытнанги проехал от Нового Уренгоя до Анадыря, чтобы убедиться: купленный им вездеход идеально подходит для работы в условиях Арктики.
Экспедиция «Север рядом» планировалась для проверки возможностей новой техники. За месяц пути экстремалы намеревались отмахать по льдам и сугробам 6500 километров, побывать в населенных пунктах, наглухо отрезанных от цивилизации.
Инициаторами поездки стали Алексей Макаров, главный конструктор компании «Вездеходы Макарова», и Максим Белоногов, основатель сервиса заказа такси «Максим».
Техника компании «Вездеходы Макарова» не раз испытывалась на Ямале и в других регионах со сложными климатическими условиями. Один из «Макаров» (первый вездеход фирмы) сейчас трудится в Лабытнанги на предприятии Евгения Сказки: таскает грузы, развозит туристов по маршрутам. Техника хорошо себя зарекомендовала, а с ее создателем наш земляк познакомился еще во время предыдущих испытаний на Ямале.
— Когда узнал, что планируется крупная экспедиция, да еще на новых моделях «Бурлака», позвонил руководителю, сказал, что был бы рад тоже поучаствовать, — вспоминает Евгений. В итоге он вошел в число водителей экспедиции.
Туда, где «Макар» не гонял…
6 марта три снегоболотохода «Бурлак» (два грузовых и один пассажирский) выехали из Коротчаево, взяв курс на север. Всего в экспедиции участвовали 13 человек, часть команды сменилась в Тикси. Общий маршрут пролег по Ямалу, Красноярскому краю, Якутии, Чукотке, побережью Северного Ледовитого океана, включил 13 контрольных точек. Участники побывали в 15 населенных пунктах: от крошечных сёл и метеостанций, где службу несут по двое, до промышленных городов. Часть пути шла даже не по зимникам — по абсолютному бездорожью, лесу и льду. На ходу смотрели и за поведением «Бурлаков», подмечая слабые места техники.
Одним из первых испытаний стала дорога к Тухарду, поселку в Красноярском крае, одной из контрольных точек путешествия. Бездорожье действительно оказалось «hard», но не слишком — «Бурлаки» прошли. Очень тепло встретили путешественников в Волочанке — маленьком национальном поселке Красноярского края.
— В единственной школе селения отменили уроки, — рассказывает Евгений. — Все кинулись нас встречать, всем хотелось пообщаться. Нам было очень интересно познакомиться с жителями: там живут две национальности, нганасаны и долганы. Очень берегут свою культуру, языки. Помню, большое впечатление на наших московских участников произвела картина: приехали почти ночью, мороз – минус 30, на весь поселок горит один фонарь на столбе и под ним все местные дети играют в футбол. Какой интернет, что вы! Хорошие воспоминания оставила Волочанка, светлые…
Экстремалы побывали в Дудинке, Норильске, с севера обошли плато Путорана. В Хатанге пограничники попросили подвезти местную бабушку до села Новорыбная. Познакомились с молодой семьей метеорологов на станции в Анабарском заливе.
— Они кинулись нас рыбой угощать, — улыбается собеседник. — Огромная, вкусная корюшка. Мы с ними тоже гостинцами поделились.
«Кока-кола» по 600 рублей
Участников экспедиции везде встречали очень радушно. Всё-таки на Севере везде так, вне зависимости от региона. По возможности в каждом населенном пункте экстремалы старались пообщаться с жителями, познакомиться.
Дальше путь лежал по побережью моря Лаптевых. Доехали и до поселка Усть-Оленёк, где покоятся легендарные супруги Прончищевы, исследователи Русского Севера.
Очень запомнился лед Лены: местами вылизанный ветром до блеска, по нему вездеходы шли как по асфальту… В Тикси часть команды отправилась домой, присоединились новые участники. Дальше – до Певека – экстремалов ждал самый долгий участок, 1600 километров, без связи. Местами шли по морскому льду: иногда торосы «отжимали» вездеходы вглубь моря, не давая приблизиться к берегу.
Добрались даже до тонких льдов и там ремонтировали один из вездеходов: прямо на льду работали сварочным аппаратом. Там же, у побережья, встретили древний слой льда: настолько старый, что на нем образовался плодородный слой почвы с растительностью.
Погода на протяжении поездки была самая разная: от морозов до молочного тумана, пурги, слепящего солнца. Чукотка порадовала солнцем: оказалось, в году у них примерно 300 солнечных дней! Но кроме климата, поразили и цены в Билибино: если овощами по 400–500 рублей за килограмм ямальцев не удивить, то стоимость бутылки «Кока-колы» стала открытием — 600 рублей.
Медведь понравился, китовое сало — нет
Во льдах Восточно-Сибирского моря экспедиция встретила белого медведя. До этого попадались лишь его следы, да еще песцов, которые бежали по следам хищника. Мишка подпустил к себе машины на несколько десятков метров, а завидев квадрокоптер, и вовсе развеселился: дурачился перед камерой, вставал на задние лапы, валялся в снегу и даже умывался.
В Рыркайпий, национальном чукотском селе на побережье Северного Ледовитого океана, гостей угощали китовым салом. Евгений смеется: не очень понравилось. Оно более вязкое, чем привычное свиное, и пахнет рыбой.
4 апреля экспедиция финишировала в Анадыре. Там уже работают три аналогичных модели «Бурлака», доставляют людей и грузы в отдаленные точки Чукотки.
— Я очень благодарен за приглашение в экспедицию, — говорит Евгений Сказка. — Мало кому удавалось за одну поездку побывать сразу в нескольких легендарных местах: Тикси, Певеке, Хатанге, Анабаре. Это места, овеянные славой наших предков. Только задумайтесь: города построены там, куда и добраться-то непросто. И это не захудалые селения, это настоящие очаги цивилизации, в которых работают электростанции — как атомная в Билибино. Безумно поразил масштаб расстояний: едешь и едешь, наша страна просто бесконечна…
ПОДРОБНОСТИ
Весь путь на одной дозаправке
Экспедиция увенчалась необычным рекордом: вездеходы прошли почти 6500 километров с одной-единственной дозаправкой.
В начале пути машины приняли по 700 литров горючки, еще три тонны взяли с собой на прицепе. Этого хватило с запасом до Тикси, где дозаправились на остаток пути.
— Всего ушло около восьми тонн топлива, — говорит Сказка. — Я считаю, что это совсем немного. Расход был примерно от 30 до 50 литров на сто километров пути, в зависимости от сложности трассы.
Обеспечил «Бурлак» и приемлемые бытовые условия. В передней части грузовых моделей по три спальных места, в пассажирской модели весь задний отсек можно превратить в место для сна. В каждой машине стол, газовая плитка с баллоном и даже снегоплавильня – загружаешь снег в специальный бак, и за счет жара двигателя через час-полтора снег превращается в 15 литров горячей воды. Первое время путешественники собирали снег с морского льда. Оказалось, он просаливается и им пришлось пить соленый чай. Потом брали только свежевыпавший.
Как отметил собеседник, ремонт в пути требовался только мелким комплектующим, крупных поломок не было, основные системы не подвели.
— Сейчас я не могу назвать какую-то другую технику, включая зарубежную, которая лучше справилась бы с подобной задачей, — резюмирует Евгений. — Я был бы рад, если бы на Ямале таких вездеходов становилось все больше, нашему региону они подходят как нельзя кстати.