Подойдет ли карельский опыт ямальской туриндустрии? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:54, 06 октября 2023

Новости

Подойдет ли карельский опыт ямальской туриндустрии?

Арктический туризм всегда существовал и развивался, невзирая на качество дорог и время, потраченное в пути. Известно ведь, что на край света едут в основном физически крепкие, готовые к испытаниям люди.


Не понимаю я специалистов в области турбизнеса, пеняющих на сложность транспортной схемы Ямала. Ведь все это бездорожье – важная составляющая экстремального путешествия. Кому очень надо – торит путь в заданную точку любым, самым трудным способом. Другой вопрос – во имя чего он это делает? За ответом «Красный Север» отправился в Карелию. Этот дотационный регион может похвастать одним из лучших арктических маршрутов страны.

Для начала немного фактов. Горный парк «Рускеала» стал первым в России и единственным в Карелии местом, способным ежедневно собирать сотни туристов. И это в будний день, в то самое межсезонье, когда королевство ледяных скульптур в подземных гротах изрядно подтаяло, а экстремальный туризм еще не начался.

У подземного маршрута есть особый статус – он обладатель гран-при финала Всероссийской туристской премии «Маршрут года» в 2017 году.

Автобусный маршрут от Петербурга до парка занимает в среднем 5 часов. Кроме потрясающих по красоте пейзажей, туристов ждет горный серпантин, не самый высокий, но изрядно влияющий на работу вестибулярного аппарата.

Переводим на русский язык: вас будет трясти по ухабам, очень долго трясти, возможно, тошнить, но вы все равно увидите красоту карельских гор и местные рудники. И, возможно, если останутся силы, даже увезете с собой увесистый кусок мрамора – конечно, если дотащите его до автобуса.

Кроме того, вас ждет пограничный досмотр на въезде в республику (он проводится не всегда, но будьте готовы), сложности с санитарными остановками, и… встречные лоси. Ну да, они тут периодически перебегают через дорогу.

Что представляет собой «Рускеала»? Мраморные рудники с облагороженными туристическими тропами. Где нужно – установлены перила и знаки, о том, что бросать камни и прыгать вниз запрещено. Есть и особо увлекательный часовой маршрут… под землей. Но на поверхности народу кратно больше, потому как в шахту можно и бесплатно заглянуть.

А природа – да, она впечатляет. Так и подмывает отстать от группы, найти камень поудобнее и, сидя на нем, молча созерцать мраморные копи – строительный материал Исаакия, Екатерининского дворца и нескольких станций петербургского метрополитена.

Окупается ли организаторам такой маршрут? Смотрим статистику: 300 тысяч посетителей в год. Фактически каждый второй, приезжающий в Карелию, отправляется именно туда. За то, чтобы войти на территорию парка, нужно заплатить 300 рублей, еще 500 рублей – цена обзорной экскурсии и 1200 за ту самую экотропу под землей.

Протяженность маршрутов – не менее часа. Там же есть точки и для спортивного туризма, где можно арендовать снаряжение. Среднестатистический посетитель парка проводит на его территории три часа и оставляет не менее двух тысяч рублей. И это без учета трат в сувенирных лавках.

Что по аналогии может предложить Ямал? К примеру, хромитовые рудники и заброшенные лагеря 501-й сталинской стройки. В обоих случаях есть потенциал для вдумчивой организаторской работы. И есть турист, которому не хочется спать в чуме, чтобы прочувствовать атмосферу Арктического региона. У него другое мироощущение, он желает посетить места исторических событий, погрузиться в предметную среду. Ему нужны серьезные приключения, нужен интерактив!

Так что же мешает удовлетворить этот спрос? Туристов, которых могла бы заинтересовать гулаговская железная дорога Чум – Игарка – предостаточно. Вот только много ли потенциальных гостей округа знают о ее существовании? Туроператоры предлагают сплавы, восхождения, ночевки в стойбищах, рыбалку, но умалчивают о массе других интересных точек.

– Никто из операторов не повезет людей туда, где кого-нибудь может придавить балкой старого барака, – поясняет представитель регионального туроператора «Дискавер Ямал» Зельфира Махмутова. – Несмотря на это, исторические объекты всегда будут в числе самых привлекательных, не стоит сбрасывать их со счетов при формировании туристического кластера. При этом нужно понимать: современные путешественники – люди серьезные. Им всё меньше нужны постановочные праздники и шоу, они ищут нечто настоящее и именно за это платят деньги.

Почему из года в год срабатывает с хорошим плюсом День оленевода? Потому что туристы знают: приехав на это мероприятие, они увидят не костюмированное представление, а настоящих тундровиков, насладятся зрелищными гонками, состязаниями, купят малицу или ягушку…

Если найдутся те, кто начнет работать с сектором промышленного туризма, инвестирует деньги в его безопасность, найдутся и те, кто поедет смотреть на рудники, шахты и промыслы.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 10:54, 06 октября 2023

Темы