Новости
Севморпуть установил новый рекорд
В Арктике формируется новая система управления, перевозки на Северном морском пути практически удвоились, а в Ярославле начали готовить специалистов по железнодорожным перевозкам на Крайнем Севере. Об этом – в еженедельном обзоре «Красного Севера» инфраструктурных арктических проектов.
Приоритет – развитию транспорта
На этой неделе Президент РФ Владимир Путин подписал долгожданный указ о передаче Минвостокразвития России функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития Арктики и о переименовании его в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Таким образом, в стране наконец-то появился единый координирующий орган по управлению и развитию гигантских заполярных территорий.
Глава министерства Александр Козлов при этом отметил, что главным экономическим стержнем, на который будет нанизываться развитие всей российской Арктической зоны, станет Севморпуть.
«В рамках развития экономической части мы видим ключевым интегралом Северный морской путь», – сказал он, отметив, что министерство поддержит предприятия, которые формируют грузовую базу. Минтранс, в свою очередь, будет контролировать своевременное строительство флота, который займется работой на Севморпути.
Интересно, что первым губернатором, с кем встретился Александр Козлов в новом качестве, стал Дмитрий Артюхов. Речь на встрече шла, прежде всего, о развитии арктической транспортной инфраструктуры.
– Акцент на Арктике в названии федерального министерства подчеркивает стратегическую значимость территории и является логичным продолжением выполнения задач президента по освоению региона. Ямалу, как и другим арктическим субъектам, предстоит реализовать ряд масштабных проектов: необходимо снять инфраструктурные ограничения и, по сути, создать новую транспортную карту Арктики, увеличить грузопоток по Северному морскому пути, создать комфортные условия для жизни людей, – отметил Дмитрий Артюхов.
Целевым показателем развития станет цифра ежегодного грузопотока по Севморпути. К 2024 году он должен достичь 80 миллионов тонн.
Севморпуть интенсивно разогревается
Нынешняя динамика «разогрева» Севморпути (СМП), конечно, впечатляет. Минтранс на этой неделе сообщил, что объем грузоперевозок по СМП за прошлый год вырос в 1,8 раза по сравнению с 2017 годом, составив 19,7 миллиона тонн. Это абсолютный рекорд для этой трассы, по которой в лучшие советские годы (1985–1986), когда жизнь в Арктике буквально кипела, было перевезено 6,5 миллиона тонн грузов. Госкорпорация «Рос-атом», которой в этом году передали функции единого интегратора движения по Севморпути, прогнозирует в 2019 году рост грузопотока по СМП свыше 29 миллионов тонн.
Из них 18 миллионов тонн составит газ «Ямал СПГ», 8,5 миллиона тонн – нефть «Газпром нефти» с Новопортовского месторождения, 1,5 миллиона тонн – грузы «Норникеля». «Взрывной рост грузопотока, конечно, добавляет нам оптимизма», – цитирует начальника управления развития СМП и прибрежных территорий «Росатома» Максима Кулинко ИАА «ПортНьюс».
Таким образом, именно Ямал формирует и будет формировать в долгосрочной перспективе основную грузовую базу Северного морского пути. Как подчеркнул на недавней встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным председатель правления «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон, только СПГ-проекты, реализуемые его компанией на территории автономного округа, к 2024 году обеспечат более половины плановой загрузки Севморпути – 46 из 80 миллионов тонн.
Понятно, что такой грузопоток надо как-то регулировать. Поэтому «Росатом» объявил о создании специального ситуационного центра (по типу того, что есть у МЧС и Министерства обороны), который будет круглосуточно отслеживать движение судов по Севморпути и управлять им.
«Мы представили в правительство проектный план, где предусмотрено создание штаба морских операций, который бы организовывал ледокольную проводку, организовывал плавание судов… В планах у нас создать ситуационный центр в Мурманске, операторы которого работали бы круглосуточно», – отметил начальник управления дирекции СМП «Росатома» Александр Ольшевский на международной конференции «Арктика-2019» в Москве.
«РЖД» готовит кадры для Крайнего Севера
Северной железной дороге (СЖД) для строительства и эксплуатации Северного широтного хода может потребоваться до 2,5 тысячи новых квалифицированных специалистов. Об этом сообщил в Ярославле начальник службы управления персоналом СЖД Роман Королёв. Учебные заведения уже начали целенаправленно готовить кадры, предназначенные для работы в условиях Крайнего Севера.
«В связи с потребностью в квалифицированных кадрах при строительстве, а впоследствии и эксплуатации Северного широтного хода мы осуществляем комплекс мероприятий по опережающей подготовке специалистов для работы в условиях Крайнего Севера, который включает в себя психологическую и профессиональную составляющие», – подчеркнула в корпоративной прессе «РЖД» заместитель директора Ярославского филиала Петербургского университета путей сообщения Ольга Быкова.
Так, в учебные программы 2018–2019 учебного года уже внесены дополнения по пяти специальностям.
К примеру, по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте» введены соответствующие темы по охране труда, станциям и узлам, системе регулирования движением поездов. А будущих специалистов по автоматике и телемеханике учат, как обслуживать и ремонтировать устройства СЦБ в суровых северных условиях.
Тем временем на самой трассе наступил зимний геодезический сезон. Специалисты компании «МосОблТрансПроект» проводят досъемку искусственных сооружений СШХ по ходу движения этой дороги. В прошлом году с помощью самолета «Ан-2» компания провела воздушно-лазерное сканирование территории будущего маршрута, которое заложило основу будущего проектировочного плана. Сейчас, когда приближается полярный день, наступило время для натурных работ.
«На объектах СШХ трудится 42 специалиста, к марту их численность достигнет 72 человек. Окончание изысканий намечено на август 2019 года», — передает ИА «Север-Пресс» слова руководителя компании Сергея Гурькова.
ДЕТАЛИ
Мост – по плану
В конце недели медийным поводом вновь стал мост через Пур, который строится в восточной части ЯНАО между поселками Коротчаево и Уренгой.
Он стал первым мостом в России, который возводится по концессионной схеме на деньги частного инвестора. На совещании в Новом Уренгое, которое провел первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников, подчеркивалось, что объект возводится по графику.
– Подрядными организациями ведется строительство пяти опор русловой части моста. Строители завершили погружение 13 свай до проектных отметок, всего по проекту их предусмотрено 194. Несмотря на достаточно сложные условия, все работы выполняются по графику, – рассказал директор окружного департамента транспорта и дорожного хозяйства Максим Першиков.
Параллельно две инициативные группы общественников закончили на этой неделе сбор подписей жителей Пуровского и Тазовского районов в поддержку строительства моста и изменений в федеральное законодательство о дорогах. Акцию проводили активисты общественных движений «Будущее Арк-тики» и «Ямал – потомкам!». В одном Тазовском районе только за первые три дня было собрано более 550 подписей.
– Люди с охотой подписывали. Понимают, что мост – связующее звено с Большой землей, которое так долго ждали, – сказал «Красному Северу» председатель молодежного отделения Тазовского филиала ассоциации «Ямал – потомкам!» Богдан Яр. Аналогичное настроение царило и среди жителей Уренгоя.
Все подписи ямальцев 1 марта переданы в Госдуму. Вскоре депутаты рассмотрят изменения в законодательство, которое закрепит возможность привлечения средств частных инвесторов в дорожное строительство на Крайнем Севере, во втором чтении.
Авторы
Темы
Севморпуть