Новости
Вызвать такси, сообщить об угрозе или махнуть на рыбалку. Как живется людям с нарушением слуха и зрения?
Рядом с нами находятся люди, которые воспринимают мир несколько иначе. Одни незрячие, другие не слышат, есть глухонемые. Подстраиваться к миру света, цвета и звуков им приходится с помощью специалистов, обучающих программ, гаджетов и людей, находящихся рядом. Как выяснил «Красный Север», службы экстренного реагирования также адаптируются к их потребностям. Как это происходит, рассказали ямальцы с ограниченными возможностями здоровья.
Готов помогать другим
25-летний Павел Юрченко из Ноябрьска – инвалид детства, родился слепым. Мама умерла, когда Паша был совсем маленьким, отец лишен родительских прав, сын с ним не общается. Парень окончил коррекционную школу, живет один в квартире по соцнайму – то жилье, где он вырос, потеряно из-за отцовских долгов.
Большую часть времени Павел проводит за компьютером. Печатает быстро, слушает голос программы. Парень недавно был на курсах профессиональной реабилитации в Бийском центре реабилитации слепых, приобрел квалификацию оператора ЭВМ. Утверждает, если нужно починить ноутбук, он сделает. Работает на предприятии «Пассажирские перевозки». Коллеги дают отличные характеристики. А еще он играет на гитаре и собрался ехать на поезде к другу в Красноярск. Павел зарегистрирован в Тюменском областной организации Всероссийского общества слепых – там он получает поддержку, нашел друзей, может оформить путевку на лечебную или профессиональную реабилитацию. И сам готов помогать, если человек начнет терять зрение и не будет знать, к кому обратиться.
– У меня единственная проблема – не могу ориентироваться на местности, нужен сопровождающий, а в остальном прекрасно со всем справляюсь, – рассказывает Павел Юрченко. – По дому помогает соцработник, если нужно куда-нибудь ехать, вызываю такси и делаю отметку, что я инвалид по зрению и мне нужна помощь. Несколько раз звонил в скорую помощь, у меня мочекаменная болезнь, всякое бывает. Приветливый персонал, медики поддерживают, нет к ним нареканий. Сам добираюсь в парикмахерскую, сейчас вот поеду в Красноярск, в поездах есть купе для слепых – если оставить заявку, сотрудники РЖД помогут на транзитных вокзалах.
Главврач станции скорой медицинской помощи Ноябрьска Виктор Гордиенко подтверждает: проблем со слепыми и глухими людьми нет, работа отлажена. В местном ЕДДС «Красному Северу» рассказали про памятку для слабослышащих людей. Слепые, как правило, могут набрать короткий номер 112, и оператор соединит с нужной службой. Для глухих предусмотрен набор СМС. Человек указывает свои данные, адрес и что у него есть проблемы со слухом.
Пожарные тоже начеку. Как отмечает диспетчер Центрального пульта пожарной службы ЦППС 4 ОФПС Нового Уренгоя, все звонки о происходящих происшествиях фиксируются в журнале, также делается аудиозапись, а сообщения с мобильных телефонов регистрируются.
«Геолокация всегда в руках»
Новоуренгойских инвалидов по слуху подстраховывают родственники и мобильный телефон. Оксана и Виктор Ушковы вместе более 20 лет. Оба в детстве потеряли слух, но это не мешает наслаждаться полноценной жизнью. Виктор – заядлый рыбак и грибник, Оксана по дому любит хозяйничать. Супруги гордятся сыном, который служит в армии. Парню предлагали остаться по контракту, но он отказался – важно скорее вернуться к глухонемым родителям.
Несмотря на инвалидность, пара очень любит общение, быстро находит общий язык с новыми людьми. Как? С помощью блокнота и ручки они отвечают на вопросы и ведут активную переписку в мессенджерах. Но главное – 24 часа в сутки держат под контролем друг друга.
Даже когда Виктор уходит на рыбалку с друзьями, реже – один, жена каждый час проверяет его «проявлениями» через геолокацию.
«Сегодня он с утра отправился рыбачить, вот сейчас мы можем видеть его в Пуровском районе, так показывает приложение», – сообщила женщина.
А если потеряется или заблудится, что делать? Женщина, улыбаясь, отрицательно качает головой, выводя ручкой на листе: «Такого не будет, он же под опекой слышащих друзей».
Вызвать службу экстренной помощи для Оксаны тоже не проблема, потому что «у мужа сестра работает в кол-центре, всегда звонит и интересуется здоровьем».
Особо женщина отмечает, что все глухонемые в городе проживают парами или с родственниками – одиноких нет, но в случае опасности для таких людей только одна возможность связаться с пожарной охраной или службой ЕДДС – мобильный телефон. Оксана считает, что все глухие подстрахованы многочисленными родственниками и соседями, которым в случае крайней необходимости можно постучать в стенку.
«Доступная среда» помогает
По данным бюро МСЭ ЯНАО, в прошлом году медико-социальную экспертизу прошли 311 человек с нарушением зрительных функций, из них с умеренными нарушениями зрения – 155, с выраженными нарушениями зрения 94, со значительными нарушениями зрения – 62 человека. С нарушениями слуха прошли МСЭ 110 человек, из них с умеренными нарушениями – 103, с выраженными нарушениями слуха и одновременно с нарушениями речи – семь человек.
По словам руководителя-главного эксперта по МСЭ ФКУ «ГБ МСЭ по ЯНАО» Минтруда России Елены Юши, программу «Доступная среда» начали внедрять десять лет назад.
– Она предполагает адаптацию объектов общего пользования, разработку проектных решений строительства и реконструкции общественных объектов, сооружений и прилегающей инфраструктуры с учетом требований доступности для людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, предусматривается выработка стандартов и методологических принципов обследования зданий, а также приспособления помещений для маломобильных людей, – рассказала Елена Юша.
Елена Геннадьевна отмечает, что сайт ФКУ «ГБ МСЭ по Ямало-Ненецкому автономному округу» Минтруда России мсэ98.рф позволяет людям со сниженным зрением прослушать информацию или просмотреть ее в увеличенном формате.
В бюро-филиалах для инвалидов, имеющих стойкие расстройства зрения, надписи и знаки дублируются знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне. На ступенях входных групп установлено противоскользящее покрытие. Чтобы слабовидящие и слепые люди ориентировались внутри здания, есть объемные тактильные плитки, обозначающие направления движения, ступени, лестницы, двери. Все потенциально опасные препятствия на пути обозначены желтыми полосами, кругами.
В главном бюро для слабослышащих установлены электронные табло «Бегущая строка», имеется индукционная система, которая передает звук с микрофона непосредственно в слуховой аппарат. Сотрудники готовы оперативно помочь посетителям с инвалидностью при любых затруднениях и вопросах. Кнопки вызова установлены на входном крыльце.