Новости
Ямальский автопарк ждет газовый бум
Пока цены на бензин и ДТ бьют рекорды, продвинутые владельцы ямальских автопарков переводят свою технику на метан.
В обозримом будущем она сильно потеснит грузовики и легковушки с бензиновыми движками. Преобразится и дорожная сеть. На трассе Сургут – Салехард возникнет череда АГНКС – автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. По мнению окружного правительства, они должны располагаться не далее 100 километров друг от друга.
В масштабах страны переход на экогорючку выглядит по-настоящему грандиозно. В течение пятилетки автопарк газифицированных машин может удвоиться, а число АГНКС возрастет в четыре раза!
Впрочем, в этой сфере мы еще долго не догоним страны Западной Европы. В маленькой Италии на метане (он же КПГ – компримированный природный газ) бегает более миллиона машин. Для них построено 1300 газовых заправок. В большой России 400 АГНКС обслуживают всего 150 тысяч грузовиков, автобусов и легковушек…
О перспективах модернизации автотранспорта и колоссальной экономии, которую сулит отказ от бензина, говорили участники Ямальского нефтегазового форума в Новом Уренгое.
На Ямале пионером этого процесса стало ООО «Газпром добыча Надым». За десять лет оно перевело на КПГ свыше трехсот автомашин – почти треть своего автопарка. Выступая перед участниками мероприятия, генеральный директор предприятия Сергей Меньшиков подчеркнул, что всего за год газифицированная техника ООО сэкономила на «голубом топливе» 1 миллион 416 тысяч рублей и предотвратила выброс в атмосферу 431-й тонны вредных веществ.
Кстати, по словам докладчика, наибольшую выгоду сулит не модернизация старых автобусов и грузовиков, а покупка новых авто с движками, «заточенными» под КПГ. Такую технику по заказу надымчан сначала создали чехи, потом подтянулись и отечественные машиностроители.
С этого года к массовой газификации транспорта в пилотном варианте подключился Надымский район. С марта на автобусные маршруты Надыма вышли шесть новеньких автобусов и два школьных «КАвЗ». Эта техника, как и у газовиков, оборудована для работы на метане в заводских условиях и сделана в «северном варианте». Летом в городе появится еще девять таких же автобусов. Все они куплены на средства окружного бюджета.
К слову: кубометр «голубого топлива» на АГНКС в Надыме сейчас стоит 16 рублей. Литр солярки – более 51-го рубля. Ежегодный экономический эффект от работы 17 рейсовых автобусов на газе оценивается в 10 миллионов рублей. Следующий шаг, как заявил «Красному Северу» глава администрации Надымского района Леонид Дяченко, – покупка новой коммунальной техники, работающей на КПГ.
Спрос пока опережает предложение
Сейчас по дорогам округа бегает 43 общественных автобуса на газе. В этом году, по словам директора окружного департамента транспорта и дорожного хозяйства Максима Першикова, из окружного бюджета муниципалитетам планируют выделить субсидию на покупку еще 21-го автобуса на КПГ. Они предназначены для Салехарда, где газовая заправка есть, Нового Уренгоя, где она вот-вот откроется, и Ноябрьска, где под АГНКС сейчас выделяют земельный участок.
По словам первого заместителя губернатора Ямала Алексея Ситникова, комплексный подход к развитию рынка газомоторного топлива предполагает, что сначала в регионе создают газозаправочную структуру, затем – сервисные центры обслуживания техники. И только потом приобретается специализированный транспорт.
Пока же правительство ЯНАО идет опережающими темпами в создании этого рынка на Ямале, «подталкивая» своими действиями Единого федерального оператора – компанию «Газпром газомоторное топливо» – к развитию сети метановых заправок. Это касается не только Ноябрьска и Нового Уренгоя, где уже в следующем году, по планам правительства РФ, на КПГ должно быть переведено не менее 10 процентов дорожно-коммунальной техники и общественного транспорта.
Каждому городу – по заправке
Власти округа считают, что для полноценного развития рынка АГНКС должны появиться во всех крупных населенных пунктах Ямала, расположенных по автодороге Сургут – Салехард. При этом округ готов оперативно решать вопросы по предоставлению земельных участков под эти заправки и дать гарантии федеральному оператору по загрузке этих станций за счет перевода на газ местной коммунальной техники и общественного транспорта.
Именно поэтому газомоторный транспорт для Ноябрьска планируется закупить еще до того, как там будет запущена газозаправочная станция.
Параллельно в округе прорабатывается схема создания сервисных центров по обслуживанию газотранспортной техники, которая должна быть так же доступна для ямальцев, как и сеть газозаправочных станций. В таких центрах будет проводиться освидетельствование газомоторного оборудования, его сертифицированный ремонт, техосмотр. На центральное звено этой сервисной сети, опять же, претендует Надым.
Федеральный центр поддержит модернизацию рублем
Правительство РФ заявило, что в течение пяти лет готово выделить 187 миллиардов рублей на субсидии регионам, предпринимателям, производителям транспорта и простым автовладельцам для развития рынка газомоторного топлива. Причем речь идет только о машинах на метане. Пропан-бутан, на котором ездят машины на «большой земле», под эти субсидии не попадает.
Так, в проекте федеральной подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива», которая сейчас направлена на рассмотрение Правительства РФ, предусмотрено, что владельцы легковых машин смогут получить 27 тысяч рублей на перевод своей машины на КПГ, владельцы магистрального тягача – 147 тысяч рублей. Ограничение одно – возраст машины не должен превышать 5 лет.
Предпринимателям, которые готовы вкладываться в строительство АГНКС, государство готово возмещать до трети от общего объема инвестиций. Будет упрощен и процесс оформления в ГИБДД освидетельствования перевода машин на газ.
ЦИФРЫ
600 тысяч рублей в год экономится на топливе при переводе одного городского автобуса на газ.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Главное – поменять отношение людей к эксплуатации машин на метане
– Когда мы начинали, самым сложным было преодолеть недоверие части руководителей и специалистов к тому, что переходить на КПГ выгодно. Но у нас перед глазами был хороший пример «Газпром добычи Надым» по переводу их транспорта на газомоторное топливо. Поэтому мы не сомневались, что надо идти в этом направлении, – говорит Леонид Дяченко, глава администрации Надымского района .
Во-первых, это улучшение экологии, потому что наши города в сильные морозы так смогом накрывает, что дышать тяжело. Второе – экономичность. Третье – удобство. Те автобусы на газе, которые с 4 марта ходят по Надыму, уже получили позитивные отзывы и от наших жителей, и от водителей. Высокая управляемость, маневренность, ГЛОНАСС, тахографы, информационные электронные табло, которые показывают, куда идет автобус, – это замечательная техника.
Я полагаю, что за газомоторным транспортом будущее. И нашим коллегам в других городах не надо стесняться и думать, что можно это сделать попозже. Надо переводить общественный транспорт и коммунальную технику на газ сейчас. А люди, жители, потом такой переход по достоинству оценят.